Газета выходит с октября 1917 года Sunday 5 мая 2024

Не подпеваю никому. Гуляю, живу и пою сам по себе

У всероссийского хитмейкера Юрия Антонова сегодня — юбилей. Народный артист России в свои 65 энергичен и мобилен. По случаю юбилея даст сольные концерты в Кремлевском дворце и в БКЗ «Октябрьский».

Народный артист России в свои 65 энергичен и мобилен. По случаю юбилея даст сольные концерты в Кремлевском дворце и в БКЗ «Октябрьский». Прекрасный мелодист, отличный певец, живая легенда отечественной сцены, в эстрадных кругах Антонов известен еще и своим острым умом, независимым характером, а также поразительной любовью к домашним животным. В своих интервью он не раз повторял: «А за что людей любить?» Другое дело — братья наши меньшие. Они, по мнению самого музыканта, позволяют ему сохранить душевное равновесие и здоровье...

 


Кошки и собаки лучше людей

— Юрий Михайлович, правда, что у вас в доме живут больше десяти собак и кошек?

— Да, это так. Все обитают в моем загородном доме в Переделкине. Когда у меня была еще первая студия на Маросейке, в самом центре Москвы, я всегда открывал окна, чтобы свежий воздух залетал. А под домом, построенным сто лет назад, — подвалы. В них жили полудикие кошки, я оставил им еду — наверное, они меня как-то запомнили. И однажды на раме старой форточки, которая была, как всегда, открыта, появилась первая кошечка. Она сидела и слушала мою музыку. Представляете — ей было интересно! За ней стали подтягиваться другие. Я принялся их подкармливать, а когда переезжал в новую студию — кошек забрал с собой.

Наступил момент, когда я решил, что пора строить собственный дом. И вот когда он строился, у меня было много ребят — молдаване, турки, болгары. И молдаване как-то привезли из леса маленького щенка. Это стало началом собачьей эпопеи...

— Какую сумму вы способны выложить на покупку собаки элитной породы?

— Все мои собаки подобраны на улице, никого я не покупал. Я их очень люблю, и они меня любят. Общаясь с ними, думаю о том, что человек очень несовершенное существо. Слишком много в нем изъянов! Собака же в принципе не бывает плохой. Это беззащитные существа, издевательства над ними выводят меня из себя. В такие моменты я зверею!

— А кошки по-прежнему находят вас сами?

— Да, и их около тридцати. Все живут хорошо, не волнуйтесь! Лучше, чем некоторые люди. Я никогда и кошек не покупал: либо они сами меня находили, либо я подбирал их на помойке. Спасая им жизнь! Затем они на глазах превращались в элитных существ. Порой мне кажется, что я не в состоянии их содержать. Жрут как из голодного края. Приходится покупать банками корма. Причем блоками, по 24 банки в каждом. И все сметается так, что не успеваешь глазом моргнуть. Кушают четыре раза в день, специальный человек приходит, кормит их, убирает. Кстати, на содержание животных уходит немалая сумма, но на это мне никогда не было жалко денег.

— У вас много песен о животных?

— Нет, и не собираюсь писать их. Любить животных — вовсе не значит воспевать их в песнях и стихах. Надо просто хорошо к ним относиться!

— Есть такое мнение, что Антонов любит животных, но терпеть не может людей... Вы действительно такой человеконенавистник?

— Как можно сказать «я люблю людей»? Что это за глупости такие?! Кого-то я люблю, кого-то нет. Это нормально. Ну а если в глобальном смысле, то в какой-то мере мне люди действительно безразличны. За что их любить? За нетерпимость, за проявление жестокости к животному миру? Слишком много людей непорядочных, и чем дальше, тем больше их появляется.

— А недавний нашумевший ваш конфликт с сотрудником ГИБДД — тоже проявление вашей нетерпимости?


— Я дал на эту тему пресс-конференцию, и мне не хочется снова «заводиться». Могу лишь сказать, что хамства по отношению к себе не потерплю ни со стороны министра, ни от простого постового. У меня есть большое желание не просто наказать конкретного виновника того конфликта, а поставить вопрос так, чтобы и власти, и простые граждане всерьез задумались, какой беспредел творится у нас на дорогах.

В мемуарах назову вещи своими именами...


— Юрий Михайлович, а друзей у вас много? Я не про влиятельных персон, а про задушевных друзей...

— Мне хватает. Но вообще-то мои друзья живут далеко от меня. К счастью, они не имеют отношения к искусству. Зато всегда придут на помощь, если вдруг понадобится. И я к ним приду.

— В жизни вы человек подчеркнуто прямой... Таким обычно непросто приходится!

— Я вообще веселый человек, но могу быть взрывным и, что едва ли не самое главное, чувствительно отношусь к малейшим проявлениям несправедливости. Для меня совершенно невозможно обманывать кого-то: пусть даже в ущерб своим интересам, но буду до конца стоять за правду. Даже в брежневские времена я мог послать, по-русски говоря, на три буквы хоть министра культуры, хоть партийного босса.

— Многие ваши коллеги по эстраде уже выпустили мемуары. Вас такая работа не увлекает?

— Я непременно напишу книжку своих воспоминаний, назвав вещи своими именами. Мне есть что и кого вспомнить. Мне ведь кто только палки в колеса не вставлял — и народные, и заслуженные, и популярные, и любимые. А за что, собственно? Всего лишь за то, что мои песни народ любил.

— А ведь многие ваши гонители еще живы-здоровы...

— Более чем... Вот и хочу им нервы попортить.

Сбежать от тусовок к березам и соснам

— Сколько всего песен в багаже Антонова? Один источник сообщает: триста, другой — пятьсот...


— Господи, какая разница! Я не считал и не собираюсь.

— Существует такая легенда, что свою последнюю песню Антонов написал в 1988 году, а все последующее время живет за счет старого багажа...


— (Улыбается.) И где это такая легенда ходит?

— За кулисами. В эстрадной тусовке...

— Начхать мне на всю тусовку с высоты своих лет! Новая песня — та, которую люди не слышали. А какая разница, в каком году, каком месяце она была написана?!

Да и вообще после стольких лет жизни в музыке она меня раздражает, утомляет. Я куда больше люблю общаться со своими животными, быть на природе. Полное удовольствие получаю от отдыха в саду со своими товарищами-друзьями. Я сам посадил все деревья на своем участке, кроме вековых берез и сосен. Правда, на каком-то этапе, поняв, что слишком углубился в процесс и превратил удовольствие в работу, я взял профессионального садовника.

— На светские тусовки часто захаживаете?

— Боже упаси! Это же только начни! Везде же нужно выпивать, жевать, говорить какие-то банальности... Здоровья не хватит! Ни физического, ни душевного!

А дома у меня соловьи поют, белки прыгают. Зимой бывает столько снега, что от тридцатиметровых сосен ветки отрываются.

— Возвращаясь к кошкам: можно ли сказать об Антонове, что он кот, который гуляет сам по себе?

— Мне так комфортно. Думаю, ко мне в какой-то мере это определение подходит. Я не тусуюсь, никому не подпеваю — живу и пою сам по себе.

— Вы испытываете ностальгию по советским временам, оказавшимся «золотыми» для песен Антонова?

— К чему сравнивать те года с этими: разные времена, разные ценности?

У меня добрые воспоминания об отношениях между людьми, которые тогда были более теплыми. Мы могли спокойно ходить по улицам в любое время дня и ночи, пройти по Абрикосовой, свернуть на Виноградную... Потеряны все те положительные наработки, что были в Советском Союзе в образовании, медицине. Я не стану ругать или хвалить то время. Кстати, я тогда, в «золотые времена», зарабатывал немалые деньги, однако так и не мог купить трехкомнатную квартиру, потому что это было запрещено. И так во всем. А теперь вот живу в своем большом доме и вспоминаю добрым словом многое из 70-х...

Трех штампов в паспорте хватило...

— Юрий, вы любите использовать в разговоре несколько ударных выражений — например, такое: «Как кот в шоколаде». А сами вы когда были по-настоящему «в шоколаде»?

— По-настоящему, по большому счету, на мировом уровне, таких моментов и не было...

— Даже в любви?

— Ну, любовь — особая тема.

— Как складывается личная жизнь знаменитого холостяка и ценителя красивых женщин Юрия Антонова?

— На то она и личная жизнь, чтобы в нее никого не вмешивать! Но жаловаться мне не на что.

— Время от времени вас видят в обществе молодых красавиц...

— Девушки приходят и уходят.

— А что остается? Песни про любовь?

— И они тоже. Сейчас, правда, в меньшей степени.

— Почему все-таки вы не женаты? Такой мужчина — и на свободе!


— Мое отличие от женатого мужчины состоит только в том, что у него есть в паспорте штамп, а у меня — нет. И кстати, у меня уже три штампа таких стояли. Но вообще я всю жизнь живу «вне закона».

Беседовал Болеслав Соколов

Фото Натальи ЧАЙКИ

 

↑ Наверх