Не родись фуфуйцем...
Если в каком-нибудь СМИ «сеется национальная рознь», ущемляется человеческое достоинство, допустим, по расовому признаку, юристы еще могут ломать копья: одни — доказывая, что в статье/телепередаче имело место натуральное оскорбление, другие — что это всего лишь мнение. Но читатель/слушатель/зритель нутром почует, что там на самом деле — оскорбление или мнение. Что-что, а уж «каку» народ чует.
Это я так думала. Потому что до сих пор если и встречала в публикациях «национальную рознь», то в довольно понятных выражениях типа «такие-то — воры», «такие-то — дикари», «такие-то — обманщики», «таких-то лучше бы вообще не было».
А тут — раскрываю знакомый журнал. Бесплатный, тоненький, чуть глянцевый, претендующий на то, чтобы небанально освещать культурно-политическо-общественную жизнь Петербурга. Мне он нравился — там встречались остроязычные авторы с амплуа «раздаватель пенделей городским властям».
И вот под очередной такой ядреной колонкой (пафос ее всегда сводится к человеческому достоинству, да это и есть самое ценное) вижу рекламный блок. Некое агентство предлагало россиянам разуть глаза и понять наконец, кто лучшая в мире прислуга. Вот это качество — быть самой лучшей в мире прислугой — тоже, оказывается, определяется не качествами конкретного человека, характера и т. д. А национальностью. Национальность я назову условно — фуфуйцы. Далее привожу текст рекламы, не буквально, но по сути.
Итак: фуфуйцы — самая качественная прислуга; они так воспитаны — быть трудолюбивыми, старательными, чистоплотными; фуфуйка может работать 6 дней в неделю по 12 часов и ни на что не пожалуется и не выкажет никакого недовольства; фуфуйцы сами очень неприхотливы, а кроме того, это довольно дешевая рабочая сила; фуфуйцы не понимают русского языка, поэтому вы сможете разговаривать в их присутствии о чем угодно.
Вот как-то так. На самом деле статья изобиловала отличными характеристиками определенной нации — таких рекомендаций не было и у Мэри Поппинс (их у нее вообще не было). Но се было похоже на объявление из питомника породистых собак. И в целом было стыдно. Воображение моментально нарисовало русича в колонизаторском пробковом шлеме, который (русич) вальяжно проходит вдоль ряда выстроившихся фуфуйцев и каждому заглядывает в рот, дабы проверить состояние зубов.
Вот интересненько знать: такого рода реклама заинтересовала бы юристов, правозащитников и т. д.? Вероятно, если бы и заинтересовала, то вяло: к тексту особенно не придерешься. Перефразируя Ленина: это только по существу издевательство, но по форме-то — все правильно.
Но чутье-то все равно не проведешь: кака это, господа, не цивилизованно.
Саша ШЕРОМОВА
Важно: Правила перепоста материалов