Не удивляйтесь, если на улице вам предложат выпить кофе
В программе VIII фестиваля экспериментального искусства в Манеже много перформансов, часть из которых проходит прямо посреди раскаленного солнцем города.
В программе VIII фестиваля экспериментального искусства в Манеже много перформансов, часть из которых проходит прямо посреди раскаленного солнцем города.
«Ну зачем, зачем было тащиться сюда по жаре?» — спрашивала я саму себя, оказавшись в Манеже, где открылся VIII Фестиваль экспериментального искусства. До вернисажа оставался еще часок, хотелось перед наплывом посетителей успеть все посмотреть, но... Смотреть было почти нечего. Огромные пространства бывшего конного манежа были пусты, гулко отдавались шаги по мраморному полу. Изредка мимо проносились какие-то молодые люди на роликах — судя по экстравагантному виду, художники-экспериментаторы.
На втором этаже тоже катались — только уже не на роликах, а на велосипедах. Оказалось, что четверо симпатичных мужчин, облаченных в белое солдатское белье — свободные рубахи и кальсоны, — представляют группу «Паразиты». Своим перформансом они хотели бы напомнить всем членам нашего общества о необходимости нести ответственность. Если не за весь мир, то хотя бы за свои собственные поступки.
Куратор фестиваля Лариса Скобкина объяснила, почему Манеж выглядит пустовато. Оказывается, основной упор на этот раз сделан на видеоарт и программу перформанса. А их, конечно, на стену не повесишь.
«Перформансов в этом году так много, — рассказала Лариса Скобкина, — что будем показывать их не только по выходным, как обычно, но и по будням, ежедневно после 17 часов».
Но мало этого! Перформансы происходят и на улицах Петербурга! Так что не удивляйтесь, если в ближайшие дни вам встретятся три странно одетые женщины, которые очень настойчиво станут предлагать кофе. Эти три экстравагантные особы — члены норвежской группы «Кафе «Барбара». И со своим кофе (я посмотрела, какой именно — самый обычный, растворимый) они пристают к прохожим в самых разных городах. Посмотрим, как это у них получится в Петербурге. «Боюсь, наши люди будут в испуге шарахаться от них», — заметила Лариса Скобкина.
Художник из Бразилии Маркус Виничиус тоже собирается вовлекать в свои игры ни в чем не повинных петербуржцев. Он собирается бродить по городу с завязанными глазами в компании поводырей-добровольцев, которые согласятся рассказывать ему обо всем, что видят. Собираясь в Петербург, Маркус захватил множество теплых вещей — ведь в России очень холодно! Окунувшись в местные почти сорок градусов, он поведал куратору, что «такой жары в Бразилии не бывает». Но от прогулок по раскаленному городу все равно не отказался — искусство требует жертв!
Для новейших течений искусства на Западе сегодня очень характерно обращение к социальным темам. Меня, например, поразила работа художницы Ирмеле Меккеле из Финляндии, посвященная теме старости и смерти. Она возмущена тем, как жестоко и бесчеловечно относятся к старикам у нее в стране: им не дают спокойно умереть у себя дома, а бесконечно пытаются лечить, продлевать жизнь всеми возможными способами и методами новейшей медицины. У нас в России пока такой проблемы нет. Тем не менее интересно познакомиться с позицией художницы и ее видением актуальной проблемы — имеет ли человек право умереть тогда, когда он хочет?
На мой взгляд, весьма интересны проекты известного художника-концептуалиста Алексея Варсопко. Один проект посвящен одной из самых наших больных тем — высотным зданиям. Художник предлагает поместить на них прозрачные экраны, в которых отразится небо. Таким образом они никому не будут мешать.
Фестиваль продлится до 16 августа.
Фото Натальи ЧАЙКИ