Газета выходит с октября 1917 года Sunday 19 мая 2024

Не в Гусь, а в ГМИР

До 31 января в Музее истории религии открыта выставка «Картины эти — предмет бесконечного удивления…». Неизвестный Васнецов». На ней представлены никогда ранее не демонстрировавшиеся грандиозные полотна — выше четырех с половиной метров.

До 31 января в Музее истории религии открыта выставка «Картины эти — предмет бесконечного удивления…». Неизвестный Васнецов». На ней представлены никогда ранее не демонстрировавшиеся грандиозные полотна — выше четырех с половиной метров.

Мы говорим «Васнецов» — подразумеваем «Богатырей», «Аленушку» и «Ивана-царевича на Сером волке», знакомых с детства по цветным вкладкам в школьных учебниках. Широкой публике вряд ли известно, что Виктор Васнецов был одним из выдающихся религиозных живописцев своего времени — тем более что его мозаики в Спасе-на-Крови тоже долгое время нельзя было увидеть по причине многолетней реставрации храма. Нет, Васнецова-сказочника никто не отменяет: он первый открыл сюжеты русских сказок для живописи. Но для Виктора Михайловича, человека верующего, сына священника, осмысление евангельских сюжетов было, конечно же, делом жизни. Пожилой художник с трудом приспосабливался к реалиям нового времени, жаловался в письме к сыну, что храм Святой Троицы, куда он всю жизнь ходил, захвачен обновленцами, и теперь он ходит в другой, Адриана и Наталии (именно оттуда в экспозиции ГМИРа — деревянный с росписью Крест-распятие, последняя работа художника). От репрессий Васнецова «спасла» смерть в 1926 году, а от забвения — те самые картины на сюжеты русских народных сказок (хотя никакой «народности» в них нет — модерн в чистом виде).

 

Евхаристия. 1906. Холст, масло.

 


Демонстрирующиеся на выставке «Голгофа», «Сошествие во ад», «Евхаристия», эскиз мозаики «О Тебе радуется» и эскиз композиции «Страшный суд» были созданы Васнецовым для церкви великомученика Георгия Победоносца в городе Гусь-Хрустальный в 1900 — 1906 годах. Автором проекта храма стал  Леонтий Бенуа, над иконами Васнецов работал семь лет в специально выстроенном огромном павильоне, а финансировал все это владелец Гусевской хрустальной фабрики Юрий Нечаев-Мальцев. В свое время на вопрос, почему он вкладывает огромные деньги в храм в маленьком рабочем поселке, Нечаев-Мальцев отвечал: «А отчего стоит город Орвието в Италии? Для его собора ездят иностранцы издалека. Будет время, когда художники и ценители русского искусства станут ездить и в наш Гусь…»

Но Гусю не суждено было стать местом паломничества: в 1923 году здание Георгиевской церкви было передано культурно-просветительному учреждению — и по сей день в нем находится Музей хрусталя. Иконы работы Васнецова после долгих путешествий поступили в Музей истории религии. Но переезды из музея в музей и даже реставрация в 1992 — 2000 годах мало изменили судьбу произведений Васнецова: они хранились накрученными на вал. «Идея выставить картины возникла потому, что появился этот зал на пятом этаже, — рассказала корреспонденту «ВП» куратор выставки старший научный сотрудник Марина Басова.

— У нас даже были опасения, поместятся ли картины, но они встали, упираясь в потолок. Вещи грандиозные, эмоционально наполненные; раньше искусствоведы о них упоминали, не видя, а теперь появилась возможность их изучать. На будущий год предполагается издание каталога».

Татьяна КИРИЛЛИНА

Фото Екатерины ВОЛКОВОЙ

↑ Наверх