Газета выходит с октября 1917 года Thursday 23 января 2025

Не виноватая я! Он сПам пришел!

В предыдущих материалах мы рассказали о различных видах мошенничества — мобильных и виртуальных, о спаме и пр. и пр. Попробуем суммировать наши исследования и подвести некий итог

В предыдущих материалах мы рассказали о различных видах мошенничества — мобильных и виртуальных, о спаме и пр. и пр. Попробуем суммировать наши исследования и подвести некий итог

 



О том, как бороться с мобильными мошенничествами, корреспондент «ВП» решил узнать у специалистов. Кто они? В первую очередь, конечно, полиция — в органах внутренних дел есть специальное подразделение «К», сотрудники которого специализируются на преступлениях IT-характера. Потом, понятно, сами операторы связи, которые от лишнего трафика не беднеют, но хотя бы ради репутации должны ограждать пользователей от этого зла. Далее — общественные организации, которые могут помочь сотовым операторам договориться между собой и регулятором. И собственно, сам регулятор — Министерство связи и массовых коммуникаций.

Рекомендательная рассылка

Отношение последнего, правда, выражается в рекомендациях, которые ведомство время от времени направляет общественным организациям — в Инфокоммуникационный союз, Ассоциацию документальной электросвязи и Ассоциацию региональных операторов связи. Суть их сводится к тому, что министерство обеспокоено ростом количества рассылок недобросовестной рекламы и сообщений мошеннического характера через сети операторов сотовой связи. И поэтому рекомендует операторам подвижной радиотелефонной связи совместно разработать... регулярно информировать... принимать и анализировать... и прочая, и прочая, и прочая... Также корреспонденту «ВП» в Минкомсвязи пояснили, что у них есть право законодательной инициативы, которое можно использовать. Таким образом, по словам специалистов министерства, уже были запрещены мошеннические псевдотелевикторины. Можно вообще запретить премиум-номера (платные) и тем самым прекратить оборот микроплатежей, которые осуществляются с помощью коротких номеров. Но надо учитывать, что короткими номерами пользуются тысячи добросовестных компаний, которые разрабатывают и продают контент — рингтоны, игры, полезные программы, пользующиеся быстро растущим спросом.

«Большая тройка» договорилась


Как рассказал корреспонденту «ВП» президент Ассоциации региональных операторов связи Юрий Домбровский, определенных успехов в борьбе с мошенниками удалось достичь:

— Одно время сами сотовые компании, принимая заказы на рассылку рекламы, отправляли ее не только своим абонентам, но и абонентам других операторов. Нам удалось добиться того, что операторы договорились — друг на друга рекламу не отправлять.  Надо помнить, что сотовый оператор не имеет права отказаться от оказания услуги связи, тем более интересоваться содержимым пересылаемого. И здесь хорошо бы в «Правила оказания услуг связи», соблюдения которых требует лицензия, включить запрет на распространение рекламы в адрес абонентов без их предварительного согласия.

Зацепили генерала

— Ну а совсем прекратить вымогательства возможно?

— Ни для кого уже не секрет, что кибермошенничеством активно занимаются на зонах, в СИЗО, в тюрьмах. Во Владимире было показательное дело, в колонии провели масштабные обыски, изъяты сотни телефонов... Мошенники попали на номер генерала милиции — ему пришло сообщение якобы от жены, которая попала в беду. После этого дело и было раскручено. Сотни телефонов были изъяты... а перед судом предстали три человека, которым добавили по два года лишения свободы.

Здесь нужен действенный механизм, который будет универсален при любой мошеннической тактике. Такие системы безопасности вырабатываются годами.

Жалуйтесь!

Операторы в свою очередь просят помощи у абонентов.
Как сообщили корреспонденту «ВП» в компании «МегаФон», они будут признательны абонентам за любую информацию о попытках мошенничества. «Контент-провайдеров, уличенных в противозаконных действиях, мы блокируем, требования к ним ужесточены. По итогам служебных расследований пострадавшим в 2010 году абонентам было возвращено более 1,5 миллиона рублей. Но виды «приманок», адреса сайтов и короткие номера, которыми пользуются мошенники, постоянно меняются. Поэтому нам нужна любая информация от наших абонентов, которые столкнулись с обманом».
В компании МТС корреспонденту «ВП» сообщили, что, по оценкам их специалистов, на российском рынке сотовой связи в 2009 году около 3 миллионов абонентов пострадали от мошенников: «Компания внедрила комплексную программу по борьбе с мошенничеством. В 2010 году по жалобам абонентов на пять контент-провайдеров были наложены штрафы на сумму в 100 миллионов рублей. И нам удалось снизить количество жалоб».
В полиции же, наоборот, отмечают, что количество жалоб возросло. Как пояснили корреспонденту «ВП» в Управлении «К» МВД России, до сих пор эти преступления считались латентными. То есть абоненты просто не понимали, что их обманывали. Теперь информированность повысилась.

Неделимая статистика

В Управлении «К» также убеждены, что необходимо ввести в пенитенциарных учреждениях режим радиомолчания и жестко контролируемого доступа к Интернету. Правда, о какой-либо статистике в случае с мобильными мошенничествами правоохранительным органам говорить сложно. Как рассказали корреспонденту «ВП» в ГУВД по Петербургу и Ленинградской области, статистика ведется по статье 159 УК РФ (мошенничество) и кибермошенничество из нее не вычленяется. Дело в том, что Управление «К» и его региональные подразделения интересуются двумя составами преступлений — неправомерным доступом к компьютерной информации (ст. 272 УК РФ) и созданием, использованием и распространением вредоносных программ для ЭВМ (ст. 273 УК РФ). Мошенничество как таковое их мало интересует, поскольку абоненты, попавшиеся на обман с короткими номерами, теряют, как правило, в среднем 300 рублей. А это недостаточный ущерб для возбуждения уголовного дела. Доказать, что конкретный аферист собрал с абонентов, например, сто тысяч или миллион, очень сложно.
Мало того, по мнению сотрудников правоохранительных органов, человек может стать жертвой телефонных мошенников только в том случае, если позволяет себя обмануть...

В прошлом году операторы «большой тройки» наладили системы информирования абонентов касательно добросовестности или недобросовестности той или иной предложенной им услуги. Теперь абоненты при желании могут получить полную и объективную информацию о том, что скрывается за тем или иным коротким номером, оперативно сообщить о случаях вымогательства.

МТС

Проверить стоимость услуги можно

1. С помощью сервиса «Инфоконтент».
Для этого надо отправить бесплатное SMS (MMS) со знаком «?» (без кавычек) на короткий номер услуги, с которого абоненту пришло сообщение. В ответ придет SMS (MMS) с объективной стоимостью услуги.
2. На сайте МТС.
На сайте МТС в разделе «Услуги по коротким номерам» (http://www.mts.ru/services/short_voice/) можно получить всю информацию о коротком номере и предоставляемых по нему услугах.
Дополнительная защита от мошенничества
при отправке SMS на короткие номера, вызвавшие жалобы, абонент получит бесплатное SMS с предложением подтвердить свое желание воспользоваться услугой и достоверной информацией о ее стоимости.
Сообщить о мошенничестве или попытке мошенничества
1. Переправить полученное SMS на бесплатный номер 1911 (при нахождении в роуминге [внутрисетевом, национальном, международном] сообщение на этот номер оплачивается по роуминговым тарифам на SMS).
2. Написать на 911@mts.ru.

«Мегафон»

Узнать стоимость отправки SMS и звонков на premium-номера можно на странице «Услуги на коротких номерах» (http://www.megafon.ru/content/) и в абонентской службе.
Разработана система специальных сервисов «Advice of Charge» (AoC), заключающаяся в информировании абонентов при попытке отправки SMS о стоимости и в получении подтверждения желания отправки. AoC устанавливается на premium-номера, которые используются в мошеннических целях.
Работает бесплатный сервис «Мобильный прайс», который позволяет узнать стоимость исходящих SMS на короткий номер, отправив со своего телефона на этот номер сообщение со значком $.
Абоненты имеют возможность с помощью специального сервиса самостоятельно блокировать отправку SMS и USSD-запросов на номера контент-провайдеров.
Запущен интернет-проект, посвященный практическим советам по противодействию мобильным мошенникам, — портал  stopfraud.megafon.ru.

«Билайн»

Стоимость платных номеров, предлагающих участие в акциях и викторинах, проводимых контент-провайдерами, можно уточнить на сайте «Безопасный Билайн» (http://safe.beeline.ru/rec.html) и в абонентской службе.
Предлагается подключить услугу «Черно-белые списки», которая позволяет абонентам блокировать доступ к сервисам, предоставляемым контент-провайдерами.
Можно прослушать рекомендации, позвонив с мобильного телефона по бесплатному номеру 068044.

«tele2»

Cтоимость звонка или отправки SMS-сообщения на короткий номер можно узнать, позвонив в абонентскую службу.
Стоимость отправки SMS-сообщения можно узнать, набрав с телефона команду *125*ХХХХ#, где XXXX — короткий номер.

Почему нас надувают?

Неужели мы сами создаем благоприятную почву для аферистов? Мобильные мошенники довели правоохранительные органы до того, что те начинают говорить о массовой виктимности населения.

Мы готовы платить

Итак. Странных, непонятных сообщений, которые приходят на наши с вами телефоны, — десятки и сотни. Одни из них — официальная реклама от операторов. Другие сторонние, но тоже не противоречат закону. Третьи — мошеннические. Главное, чтобы абонент на что-нибудь кликнул, куда-нибудь позвонил или отправил SMS. Интернет все же абстрактен, и, получая письмо по почте или в социальной сети, мы можем разотнести адрес отправителя с самим отправителем. Но принимая звонок или сообщение по телефону, мы уверены, что нам звонит или пишет кто-то, кому мы ДАЛИ свой номер, или оператор, которому мы доверяем.
В результате с нашего счета изчезают деньги, потому что мы послали куда-то эсэмэску; мы пополняем баланс неизвестно кому только потому, что этот кто-то назвался незнакомым именем, да и денег-то попросил совсем немного; мы, что, к счастью, реже отдаем последние сбережения по просьбе человека, чей шепот и хрип очень похож на шепот и хрип близкого нам человека. И все потому, что пишущие и звонящие нам ЗНАЮТ наш номер.
Есть и еще несколько причин, по которым мы порой не задумываясь совершаем некие действия. Оказывается, мы всегда готовы… платить.
Если поразмыслить, мы живем для того, чтобы тратить деньги. Это, кстати, один из обязательных критериев, на которых базируется понятие среднего класса.
Справка «ВП»: Еще несколько лет назад средним классом считались люди обеспеченные. Но сейчас, как отмечают социологи, это понятие претерпело изменения. Теперь средним классом называют толстую прослойку населения между нищими и богатыми.
Таким это понятие теперь принято во всем мире. И во всем мире его изучают представители двух наук — социологи и... маркетологи. По их данным, в развитых странах средний класс составляет 90 процентов населения и тратит на покупки 90 процентов своих доходов. Россия из-за большого количества очень бедных и очень богатых по первой цифре пока отстает, а по второй цифре соответствует мировым стандартам. Единственное, что смущает просвещенных экспертов, — то, что исследователи оперируют термином «тратить» вместо более верного — ПЛАТИТЬ. И сразу появляется логика — средний класс не тратит, он платит за то, чтобы быть в России средним классом.

Мы слишком доверчивы

Кто это звание продает? Многие. Здесь и государство, потому что любые торговые налоги ложатся на потребителя, потому что мы слепо оплачиваем все счета, повышения тарифов и не удивляемся реальной инфляции. Здесь и бизнес, в том числе и бизнес услуг, поскольку только оборот дает прибыль.
Мобильные телефоны сейчас есть почти у всех, так что каким бы бедным (мы не говорим нищим) человек ни был, он будет пополнять баланс мобильного телефона.
Что в итоге за индивидуум у нас получился? Любитель платить по поводу и без повода, владеющий мобильным телефоном и доверяющий всем, кто ему на него звонит или пишет. Так это находка для мошенников! И мошенники изучили эту ситуацию не хуже, чем социологи и маркетологи. Одни берут ежедневно понемногу эсэмэсками типа «Участвуй в конкурсе, отправь XXXX на YYYY», «Пройди по ссылке и получили на свой счет $3» или совсем наглое «Мама, не могу пополнить баланс, кинь мне на этот номер 200 рублей». Другие отбирают накопления распространенными аферами: «Мама, я сбил человека, поговори со следователем», «Да, у вашего сына большие проблемы. Но их можно решить. Сколько денег у вас есть?» И попадают на благодатную почву. Такую, что правоохранительные органы, не способные победить это зло, говорят о массовой виктимности населения.

Мы жертвы

Справка «ВП», трактовка первая: виктимность (от англ. victim — жертва) — это действия, которые усиливают вероятность того, что вы попадете в какую-нибудь прескверную ситуацию. Это термин из криминальной психологии. Например, если вы на улице имеете обыкновение доставать огромную пачку денег и размашисто ее пересчитывать, то шансы на то, что кого-то это заинтересует и вас в конце концов огреют по голове и отберут деньги, возрастают. Девушка, голосующая на дороге в три часа ночи, более виктимна, чем другая девушка, которая в шесть часов уже возвращается домой, и на троллейбусе.
На самом же деле никакой виктимности не существует.
Справка «ВП», трактовка вторая: применение слова виктимность — базовая ошибка в переводе. В английском криминалистическом языке нет слова victimious (виктимный). Есть термин victimology, виктимология, то есть наука о жертвах. Ее задача — сопоставление жертв, дабы найти их общие черты и скорее поймать преступника.
В общем, виктимология начинается не до преступления, а после того, как оно уже совершено. А виктимность — это чаще всего оправдание правоохранительных органов в их бессилии.

Мы глупеем

Мошенники часто в качестве жертв выбирают пожилых людей. Обман пожилых людей — самое подлое из всех возможных преступлений. До поры до времени считалось, что доверчивость наших стариков — дань советскому укладу. Но последние изыскания ученых говорят о том, что это не привычка доверять, а психологическая патология, приобретаемая с возрастом.
Характерен пример с одной петербургской пенсионеркой. Женщина всю жизнь работала врачом-онкологом. Потом они с мужем состарились. Старик заболел раком последней стадии. И бывший врач-онколог судорожно начала скупать у проходимцев за бешеные деньги неизвестного происхождения пилюли для любимого мужа. Да так, что потребовалось вмешательство психолога. Который буквально заставил ее вспомнить курс онкологии и последние достижения в лечении рака. Ему все-таки удалось воззвать к ее знаниям, ее логике и здравому смыслу.
И это реакция специалиста. А, как корреспондента «ВП» заверил сам психолог, будь женщина другой профессии, ему бы не удалось ее переубедить.

Михаил ТЕЛЕХОВ
Фото Интерпресс

 

↑ Наверх