Не все спокойно в нью-йоркской подземке
В прокат вышел очередной голливудский блокбастер — «Опасные пассажиры поезда 123». Как говорят в определенного сорта телепередачах, «ничто не предвещало в это спокойное утро кошмара, который разразится через несколько часов в нью-йоркском метро».
Как говорят в определенного сорта телепередачах, «ничто не предвещало в это спокойное утро кошмара, который разразится через несколько часов в нью-йоркском метро». Действительно, не предвещало. Не предвестило даже появление человека по фамилии Райдер (Джон Траволта), похожего на актера Траволту, в усах и татуировках — никто и не почесался. Как оказалось, очень зря — через минуту Райдер с подельниками уже захватил вагон поезда, взял пассажиров в заложники и начал требовать выкуп у первого попавшегося на линии диспетчера Гарбера (Дензел Вашингтон) — спокойного и большого темнокожего мужчины с гламурной сережкой в ухе. Так зритель знакомится с двумя антагонистами нового фильма Тони Скотта; фильм длинно (в русском переводе) называется «Опасные пассажиры поезда 123».
Гарбер попал в диспетчеры из более важных администраторов метрополитена — был сослан на время, пока находится под следствием о взятке. Ни с кем обсуждать свои личные проблемы он желанием не горит, но что делать. Зато террорист Райдер от Гарбера в восторге, расспрашивает о подробностях, называет его «своим личным героем» и денежные вопросы хочет улаживать исключительно с ним. Гарбер, впрочем, тоже пытается разговорить негодяя, используя свою большую личную харизму, — обсуждает с ним юридические термины «обвинен» и «уличен в даче взятки», а также спорит о роли гуманизма в католической религии.
Режиссер и продюсер Тони Скотт, младший брат знаменитого визионера Ридли Скотта, давно знаком публике собственными клипоподобными фантазиями. Из последнего памятно его «Домино» 2005 года. Фильм по мотивам биографии реальной Домино Харви, охотницы за головами, казалось, был склеен из серии фотографий с огромной выдержкой: изображение расплывалось на светящиеся полосы.
На этот раз Скотт обратился не к реальной жизни, а к культовым картинам прошлого. «Опасные пассажиры» — это в сущности ремейк одноименного фильма 1974 года, но на новый лад, хорошо подогнанный под восприятие сегодняшнего зрителя. Выдержку Тони Скотт подкрутил, но изображение все равно трясет и болтает, как будто оператор страдает чесоткой, — такая дань пониманию динамичности и увлекательности.
Траволта, видимо вполне искренне, заявил, что новый «Поезд 123» — это словно «фильм 1974 года накачали стероидами — настолько он стал напряженным, зрелищным, захватывающим и современным». Своеобразный комплимент современности и фильму, ну да ладно. Ведь, если не считать клипмейкерских решений, которые, в общем-то, сходят на нет где-то ко второй половине фильма, — это вполне традиционный боевик с драматической составляющей и неплохой интригой.
Может быть, и эти «традиционные» достоинства достались фильму по наследству от ленты 74-го года. А драматический поворот в судьбах главных героев — когда людей приходится спасать, в общем-то, взяточнику, преступнику, да еще ценой провала всех своих алиби, — тут никакого накала не создает. Про взятку после никто не вспоминает, да и то, что диспетчер Гарбер совершает в конце, никаких последствий для него вроде бы не влечет. Даже наоборот: в конце рабочего дня мэр Нью-Йорка пожимает героическому диспетчеру руку и предлагает подвезти домой на собственной машине. Тот, конечно, отказывается, потому что «на метро — быстрее»…
Сейчас у нас каждый год ремонтируют какую-нибудь станцию, а то и по две. Не знаю, каким Петербургский метрополитен станет в конце всех этих перестроек, но если таким же, как нью-йоркская подземка в фильме Тони Скотта… если даже чиновники-взяточники тут будут настолько гуманными…
Я тогда, пожалуй, тоже не соглашусь, если невзначай губернатор предложит подкинуть домой на машине.