Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 22 января 2025

Неизвестный диссидент

7 ноября исполнится 100 лет со дня рождения советского гуманиста и правозащитника, боровшегося за свободу мысли и слова, одним из первых опубликовавшего свое произведение за границей. В минувшие выходные прошли дни памяти жертв политических репрессий, и имя Нарицы несомненно можно внести в их список.

Музей политической истории России открыл выставку, посвященную художнику, писателю и диссиденту Михаилу Нарице.

7 ноября исполнится 100 лет со дня рождения советского гуманиста и правозащитника, боровшегося за свободу мысли и слова, одним из первых опубликовавшего свое произведение за границей. В минувшие выходные прошли дни памяти жертв политических репрессий, и имя Нарицы несомненно можно внести в их список. Несмотря на годы, прошедшие со времен тоталитаризма и массовых репрессий инакомыслящих, имя Нарицы до сих пор более известно за рубежом и российские читатели не имеют возможности ознакомиться со многими произведениями, относящимися к страшному прошлому нашей страны.

Выставка, что и понятно, получилась скорее политическая. Первое впечатление от небольшой экспозиции — как легкое недоумение. В зале выставлены не картины или наброски, а письма, предметы быта, личные вещи, рукописи и всего несколько рисунков, сделанных карандашом. Его небольшие произведения не поражают красотой или необычностью сюжета, здесь на первом месте нечто иное, но не менее важное: доброта и вера в светлое начало в человеке, которыми пропитан каждый рисунок.

Нарица лежал в психиатрической больнице на принудительном лечении, причиной было его произведение «Неспетая песня». Как говорил сам писатель: «У нас художникам не разрешается самостоятельно мыслить, им разрешается только пользоваться готовыми формулами казенного мышления...»

Мысли и идеи Нарицы обращены не только к страшному прошлому нашей страны, он вплоть до своей смерти в 1993 году думал о настоящем. Когда на открытии выставки прозвучала запись его речи, неожиданно возникло ощущение, что писатель говорит о нашем времени: «Пусть сегодня живется не лучше, чем жилось 5 или 10 лет назад, но хочется за туманным горизонтом увидеть зарю новой жизни, жизни достойной, жизни обеспеченной. Пусть каждый из нас ощутит себя причастным к наступлению долгожданных дней, пусть каждый почувствует, что его страдания, его труд не пропали даром. <...> Но пока человек жив, он обязан думать о делах дня сегодняшнего. Давайте и мы попытаемся оценить, понять, найти выход из нелегкого положения, в которое попал наш народ, наша республика. Где выход из охватившего страну кризиса?..»

В отличие от своих собратьев по перу и идеям Нарица даже после распада СССР не был признан в России. В то же время в Латвии, где он прожил несколько лет и умер, создан дом-музей Нарицы и Международный фонд его имени, который занимается поддержкой талантливых людей, в первую очередь детей и молодежи, проводит ежегодные творческие конкурсы. К сожалению, в России мало знают о фонде, так же как и о самом писателе.

Вячеслав Галинин, член правления санкт-петербургского общества «Мемориал», бывший политзаключенный, поделился своими мыслями с корреспондентом «ВП»: «Нарица с 67-го года жил и умер в Латвии, печатался в местных газетах уже после возвращения ей независимости и стал частью и латвийской истории. К сожалению, в нашей стране не уделяется подобного внимания сохранению и восстановлению памяти о тоталитарном прошлом. Важно помнить о жертвах репрессий, так как, не зная и не понимая прошлое, мы не можем разобраться и в настоящем. Предвидеть будущее, не зная истории, тоже невозможно. Нельзя также опираться на мифы, а наша история, к сожалению, слишком мифологизирована. Нужно знать правду. И судьбы таких людей, как Нарица, раскрывают нам истину о нашем прошлом и способствуют пониманию проблем настоящего».

Ирина КОНОВАЛОВА

↑ Наверх