Нет ничего более постоянного, чем временное
Возвращение иконы Торопецкой Божьей Матери опять откладывается
Возвращение иконы Торопецкой Божьей Матери опять откладывается
22 марта икона Торопецкой Божьей Матери, датируемая XIV веком, должна была вернуться в коллекцию Русского музея из подмосковного храма святого Александра Невского, куда она была передана
в декабре 2009 года, несмотря на протесты музейных специалистов. Однако накануне стало известно, что этого не произойдет.
Пребывание знаменитой иконы Богоматери Одигитрии XIV века, известной как икона Торопецкой Божьей Матери, в элитном коттеджном поселке Княжье Озеро подзатянулось.
Напомним, что эта из ряда вон выходящая история началась в 2009 году, когда под давлением Министерства культуры и Патриарха всея Руси Кирилла руководство Русского музея вынуждено было отдать редчайшую икону из своей коллекции древнерусского искусства. Почему? Да потому, что известному московскому бизнесмену Сергею Шмакову захотелось именно этой иконой украсить новенький храм святого благоверного Александра Невского, выстроенный им в Княжьем Озере. Он попросил посодействовать, Патриарх написал письмо министру культуры Александру Авдееву, министр позвонил в Русский музей, ну и… Схема, известная еще со времен райкомов и горкомов.
«Вечерний Петербург» подробно рассказывал об этой ситуации. Компетентный источник из руководства Русского музея пояснил тогда корреспонденту «ВП», что отчасти музейщики виноваты в сложившейся чудовищной ситуации сами: «Когда лет тридцать назад сотрудники музея составляли список произведений, которые ни при каких обстоятельствах нельзя никому отдавать даже на временные выставки, эту икону в список не включили. Специалистам в страшном сне не снилось, что кому-то в голову придет потребовать предоставить произведение искусства, находящееся в таком состоянии, на выставку. Она ведь представляет собой руину — такой и к нам когда-то в коллекцию поступила. И кстати, поступила вовсе не из того места в Подмосковье, где сейчас выстроен новый храм».
По словам специалиста, икона «настолько хрупкая, что оставшийся на поверхности красочный слой может осыпаться от легкого дуновения. Пока ее даже реставрировать не представляется возможным. Мы можем лишь законсервировать ее до лучших времен, когда появятся новые реставрационные технологии».
Руководители музея — всего лишь чиновники, и они должны подчиняться приказам вышестоящего начальства. Однако боролись, рассылали письма в вышестоящие инстанции. Не помогло.
Единственное, чего удалось добиться музейщикам, — изменения формулировки в документах: «Русский музей представляет икону «Торопецкая Богоматерь Одигитрия» из своих фондов для временной выставки сроком на один год».
Но в августе прошлого года Сергей Шмаков попросил о продлении срока «временной выставки», и его просьба была удовлетворена.
И вот наконец оговоренный срок возвращения настал, 22 марта. Однако вчера стало известно, что срок «выставки» опять продлен — на этот раз до декабря.
В Русском музее отказались от официальных комментариев, ссылаясь на отсутствие главного хранителя Ивана Карлова (который должен вернуться из командировки как раз сегодня). На 22-е было назначено экстренное совещание музейных специалистов. Однако корреспонденту «ВП» удалось узнать из компетентных, но попросивших не называть себя источников о том, что происходило в музее накануне: «Мы все ждали возвращения иконы 22 марта, все было готово к ее встрече, на которую собирались пригласить журналистов. Но нас огорошили сообщением, что срок пребывания иконы Торопецкой Божьей Матери в Княжьем Озере продлен до декабря».
Верно говорят: нет ничего более постоянного, чем временное. И нет ничего невозможного для тех, у кого есть деньги.
Зинаида АРСЕНЬЕВА
P. S. Казалось бы, а чего так волноваться? За иконой в храме в Княжьем Озере хорошо следят. Помнится, еще в начале декабря 2009 года, как раз перед тем, как икону ночью погрузили в бронированный фургон и повезли в Москву, главный хранитель музея Иван Карлов успокаивал журналистов, рассказывая, какие беспрецедентные меры для обеспечения сохранности и безопасности приняты бизнесменом. Тут тебе и герметичная камера с искусственным климатом, и круглосуточное видеонаблюдение, и мониторинг изменений температуры и влажности воздуха…
Но многие реставраторы как раз считают, что герметичная камера — не лучшее место для иконы. Ведь дерево должно дышать. Столь длительное ее нахождение в замкнутом безвоздушном пространстве может спровоцировать дальнейшее разрушение иконы и гибель этого ценнейшего произведения древнерусского искусства.
«Вечерний Петербург» будет следить за развитием ситуации.
Важно: Правила перепоста материалов