Нет вестей от Абрамовича
Но Смольный обещает развеять туман над Новой Голландией. В апреле
Но Смольный обещает развеять туман над Новой Голландией. В апреле
В апреле правительству города будет представлена концепция развития острова Новая Голландия. Такое обещание дал председатель городского комитета по инвестициям и стратегическим проектам Алексей Чичканов.
Ранее назывался январь. Объяснений, отчего концепция будет весной, а не зимой, не предъявили. Поэтому в начале февраля авторитетные специалисты, уже не одно десятилетие пекущиеся о судьбе этого уникального исторического острова, выразили свою обеспокоенность тем, что планы очередного инвестора окружены завесой тайны.
Роман Абрамович приобрел остров на конкурсе, который Смольный объявил
8 октября. Победителем он стал уже 15 ноября. Спешку с конкурсом вице-губернатор Петербурга Игорь Метельский объяснял тем, что «в зиму Новая Голландия должна войти с хозяином, который сможет обеспечить сохранность комплекса». Роман Абрамович обещал инвестировать в остров не менее 12 млрд. рублей.
15 декабря специальная фирма, созданная под этот проект, подписала все необходимые акты приема-передачи участка и объектов, сообщили «Вечернему Петербургу» в КУГИ. По договору с городом работы на острове должны начаться в течение 24 месяцев со дня подписания протокола о результатах конкурса; завершиться — в течение 84 месяцев.
— Предыдущий инвестиционный конкурс закончился фантастическим скандалом, — говорит член совета по сохранению культурного наследия при правительстве города Александр Марголис, сопредседатель петербургского ВООПИиК. — Выигравший конкурс московский предприниматель получил неограниченные права переделывать остров, затем разорился и исчез из поля нашего зрения, оставив руины, простоявшие без консервации несколько месяцев. Сейчас мы все обеспокоены, не наступим ли на старые грабли в очередной раз. Нет прозрачности, нет широкого обсуждения. Условия конкурса мне, как члену совета по сохранению культурного наследия, неизвестны!
Информация сводится преимущественно к тому, что Дарья Жукова — спутница олигарха, проявившая себя в московских арт-проектах, — поддерживает идею творческого центра на острове.
— С Романом Абрамовичем и Дарьей Жуковой мы хотели встретиться еще до Нового года. В один из дней мне позвонила их помощница, подробно узнала, как проехать к мастерской. Сказала, через 20 минут будут у меня. Однако не доехали, — недоумевает архитектор Вениамин Фабрицкий.
Вениамин Борисович — автор идеи перевоплощения острова Новая Голландия в культурное пространство. Работать над ней он начал почти сорок лет назад, когда остров целиком принадлежал военным. Его концепция предусматривала создание первого в мире музея театральных художников, большого музея современного искусства и филиалов крупнейших музеев мира, филиалы Мариинского театра и БДТ, стоянку и музей исторических кораблей. Именно он вдохновил город взглянуть на остров не просто как на «какие-то военные склады».
— Анатолий Собчак приезжал ко мне в мастерскую сразу после избрания мэром, — вспоминает Фабрицкий 1990-е годы, когда его идея была поддержана властями города. — А последующие руководители не приезжали, проектом не интересовались.
После несостоявшегося визита меценатствующей пары в его мастерскую Фабрицкий отправил концепцию Абрамовичу — отклика не получил… Вениамина Борисовича крайне беспокоит, кому поручено составление новой концепции, владеют ли эти люди представлениями о всей сложности вторжения на невские берега…
— Еще в 1975-м, когда я только начинал этот проект, мне говорили мои преподаватели в Академии художеств: только не лезьте в подземное пространство, — рассказывает архитектор Фабрицкий. — Потому что за века там сложилось устойчивое положение, и оно единственное может сохранить сваи. Как только, предупреждали, начнете туда лезть, вы можете погубить весь остров. И постоянно с нашими инвесторами в этом вопросе происходит борьба! Вот в последнем проекте — когда я опять спросил, зачем им осваивать подземное пространство, мне было сказано: а как же, это же функция, там же магазины. Чтобы поверху не возить продукты, их нужно возить под землей, осваивать подземное пространство.
— Я не назвал всех других проблем, — продолжает Вениамин Борисович.— Транспортная, геология, археология — только 10 процентов выполнено археологических работ. А то место, где находился дворец Петра Первого, вообще никак не исследовано!
— Абсолютно губительным для культурного наследия является то, что приоритетом в подобных ситуациях является инвестор и его интересы деловые, — продолжает тему коммерческой жадности Александр Марголис. — Идет ли речь о Новой Голландии, о другом ли памятнике такого масштаба, на первом месте у государства должен стоять отнюдь не экономический интерес. И уж тем более не интересы частного инвестора. Речь идет об общенациональном и мировом достоянии. И на любой проект, на любую заявку нужно смотреть с этих позиций: в какой степени предлагаемый проект содействует наилучшему сохранению данного памятника.
— Мы еще до сих пор не встречались ни с Абрамовичем, ни с его представителями, — говорит Александр Давыдович. — Но их заявления настраивают на оптимистический лад, потому что об экономической выгоде Абрамович пока не говорит. Якобы для него это сугубо социальный, имиджевый проект. Если это подтвердится, то наконец-то Новой Голландии повезло. Еще один аргумент в пользу Абрамовича — десять лет назад, когда он был губернатором Чукотки, он получил от города для представительства Чукотского округа один из лучших особняков на Английской набережной, так называемый особняк Паскевича-Эриванского. И он выполнил все свои обязательства неукоснительно, и качество реставрационных работ в этом особняке на сегодня едва ли не лучшее по городу. Если он будет действовать в том же духе, у нас открывается шанс. Но это не снимает всего того, о чем я говорил выше. Нужно делать все открыто, прозрачно, все обсуждать и взвешивать на аптечных весах.
Алла РЕПИНА, фото Натальи ЧАЙКИ