Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

Неуправляемые оттенки

Если сложить вместе фрактальную геометрию, разные виды художественных красок, основ, которые можно чем-нибудь прижать к этим самым краскам, чтобы получился отпечаток, а также всевозможные предметы, которыми художник может прижимать всевозможные основы к всевозможным краскам, получится искусство монотипии.

Если сложить вместе фрактальную геометрию, разные виды художественных красок, основ, которые можно чем-нибудь прижать к этим самым краскам, чтобы получился отпечаток, а также всевозможные предметы, которыми художник может прижимать всевозможные основы к всевозможным краскам, получится искусство монотипии. А если к этому еще приплюсовать Уильяма Блейка — получится «Фестиваль монотипий-2010», который до 24 апреля проходит на трех выставочных площадках Петербурга: на пяти этажах центра графики, живописи и дизайна «StART Академия» на ул. Ломоносова, 1; в выставочном зале Детской библиотеки истории и культуры Петербурга на ул. Марата, 72; в резиденции современного искусства «Markov Gallery» на Университетской наб., 25.

От выведенной нами суммы слагаемых художники и искусствоведы, преданные этой уникальной изобразительной технике, придут в ужас. На самом деле это не от скудости журналистского ума, а от невозможности рассказать о технологиях «mono typos» (единственного отпечатка) не то чтобы в этой заметке, а даже мелким шрифтом на всей площади газеты.

Уильям Блейк, которому посвящен фестиваль в этом году, писал:

В одном мгновенье видеть вечность,
Огромный мир — в зерне песка,
В единой горсти — бесконечность
И небо — в чашечке цветка...


Толкований стихотворения, из которого взят этот отрывок, может быть много. Но поскольку Блейк был одним из первых художников в истории искусства, которые занимались монотипией, хочется верить, что, сочиняя эти стихи, он думал и о монотипии. Ведь в монотипии изображения, идущие лейтмотивом, за счет структуры краски наполняются собственными оттенками, собственным миром, собственными мотивами. «Огромный мир в зерне песка...» Лучше Блейка и не скажешь об этом искусстве, о его артефактах, о его адептах.

Их сотни, но все они разные. И каждый по-своему подходит к творчеству. Для художественного руководителя фестиваля Арины Даур, которую в Европе именуют королевой монотипии, это техника божественного участия: «Она импровизационна и фатальна. Это пристальный взгляд, направленный в глубины своих мыслей, это встреча сознания с подсознанием. И главный соавтор художника — случай. На фестивале мы показываем не только все разнообразие монотипии в работах художников с разных концов страны и из разных стран Европы, но и позволяем прикоснуться к мгновению сотворения монотипии на мастер-классах».

А еще на поэтических вечерах и на научно-практических конференциях, которые идут в рамках фестиваля. Там, кстати, всем и объяснят, что такое фрактальная геометрия.

↑ Наверх