«Невеста Нила» — родом из России
Еще тысячу лет назад наши соотечественники интересовались Египтом
Еще тысячу лет назад наши соотечественники интересовались Египтом
Россияне снова поедут в Египет, запрет на туры снят. А между тем связи Египта с Россией имеют давнюю историю и начались гораздо раньше строительства Асуанской плотины и оснащения египетской армии оружием советского производства.
Об этом «ВП» рассказал Владимир БЕЛЯКОВ, востоковед-арабист Института востоковедения РАН (Москва), доктор исторических наук.
— Тысячу лет назад, в 1001 году, князь Владимир отправил первых послов в Египет «оглядати земель их и обычаев их». Об этом княжеском распоряжении, данном всего-то через 13 лет после крещения Руси, рассказывает Никоновская летопись. Посольство было отправлено в первую очередь по делам религиозным. В дальнейшем русские люди стали ездить к святыням Синая, а к XIV веку связи между Россией и Синайской православной церковью носили устойчивый характер. В те далекие времена интерес был именно к православным святыням, а не к наследию фараонов.
Ко времени правления Ивана III относятся первые дошедшие до нас очерковые заметки о посещении Синая русским паломником. Автор заметок— инок Варсонофий. Он в деталях описал синайский монастырь Святой Екатерины, восхождение на гору Моисея и гору Святой Екатерины.
Иван Грозный дважды посылал на Синай богатые дары. Первый раз — за здравие царской семьи, второй — за упокоение своего умершего сына Ивана. А в 1689 году Россия официально берет монастырь Святой Екатерины под свое покровительство. Интересно, что этот шаг был сделан по инициативе царевны Софьи Алексеевны, сестры Петра I. А сам Петр I в 1714 году учредил орден Святой Екатерины, которым награждали дам.
В середине XIX века в монастыре был обнаружен знаменитый Синайский кодекс — почти полная рукописная Библия IV века, уступающая по древности лишь кодексу Ватиканскому. После длительных переговоров с руководством монастыря Синайский кодекс был подарен России (за что монастырь получил приличную сумму). Впрочем, на брегах Невы кодексу суждено было находиться только до 30-х годов века минувшего. Советский Союз продал реликвию Англии, и ныне древнейшая рукописная Библия хранится в Британском музее Лондона.
Однако до начала XX века паломников на Синай ездило мало. В заметках одного из путешественников можно прочесть: «Странно было видеть вятских крестьян на берегу Красного моря в своих национальных костюмах, больших сапогах, красных рубахах, зипунах, фуражках, с котомками за плечами и синайскими ветвями в руках». Под синайскими ветвями подразумевались ветки Неопалимой купины — огромного куста (в пламени Неопалимой купины, согласно Библии, Моисей впервые увидел Бога).
После Октябрьской революции связи между Россией и Синаем прервались и восстанавливаются только в последние десять лет.
— Владимир Владимирович, а когда в России стали изучать египетские памятники эпохи фараонов?
— Русская египтология зародилась в конце XIX века. Самым выдающимся египтологом стал профессор Владимир Голенищев, который до сих пор считается непревзойденным знатоком древнеегипетского языка. Его личная коллекция древностей сейчас находится в Музее изобразительных искусств имени Пушкина в Москве. Бюст Голенищева установлен во дворе Египетского музея в Каире.
Владимир Семенович Голенищев тщательно исследовал многие достопримечательности Египта. В том числе — мало известный нынешним русским туристам древний город Береника (вернее, его развалины), находящийся на берегу Красного моря. Беренику основал Птолемей II в III веке до н. э. и дал городу имя своей матери. Во времена Птолемеев Береника была оживленным торговым портом, но пришла в упадок в V веке уже нашей эры. Голенищев нашел в Беренике остатки храмового комплекса, скопировал имеющиеся на нем изображения и надписи. К сожалению, многочисленные строения древнего города ныне занесены песком. Интересно, что все здания Береники (кроме храма) были возведены… из коралловых блоков. Это совершенно уникально для Египта. Подобный древний «город из кораллов» есть еще в Судане.
Правда, в наши дни археологи из Голландии смогли расчистить от песка несколько зданий Береники. Работы продолжаются.
Из русских египтологов хотелось бы отметить еще Александра Пьянкова, прославившегося изучением погребальных текстов, в том числе из гробницы Тутанхамона.
Сейчас в Египте ведут раскопки сотрудники двух российских центров египтологии — Российского института египтологии в Каире и Центра египтологии Российского государственного гуманитарного университета.
— В парке Александрии находится романтическая скульптура «Невеста Нила», изображающая девушку, склонившуюся над водами. Автор — тоже родом из России…
— Да, в Египте несколько памятников работы скульптора Бориса Фредмана-Клюзеля, одного из ведущих мастеров петербургской фирмы Фаберже. После Октябрьской революции он эмигрировал в Париж, откуда перебрался в Каир, где стал заведовать кафедрой на факультете изящных искусств Каирского университета.
Вообще события 1917 года привели к огромной волне русской эмиграции. На землю фараонов только в 1920 году прибыли 4,5 тысячи беженцев из России. Среди них был и художник Иван Билибин. Иван Билибин прожил в Египте всего 5 лет, затем вернулся на родину и умер во время блокады Ленинграда. Наибольшее впечатление на Билибина в Египте произвело искусство христиан-коптов. «Это — предок, и прямой, а не боковой, нашего русского искусства», — утверждал он. Иконы работы Билибина вы можете увидеть в Каире, в православной церкви Св. Пантелеймона.
— Многие полагают, что русские относительно недавно открыли для себя курорты Египта. Но на самом-то деле представители дворянского сословия «нашли свой Египет» гораздо раньше, еще до революции…
— Например, великий князь Константин Романов дважды побывал в Египте. В 1913 году великий князь проходил курс лечения на популярном в те годы бальнеологическом курорте в районе Каира, затем еще два месяца посвятил поездкам в Асуан, Луксор, Каир. Итогом поездки стал цикл стихов «В Египте».
Отдыхал в Египте и Федор Шаляпин (в 1903 году). В историю вошли его высказывания о египетской культуре, сделанные после посещения музея в Каире. Федор Иванович сделал вывод, «что греки явились в своем искусстве не более, не менее как простыми заимствователями и подражателями египтян. Они, по-моему, и религию-то «стащили» у египтян, а мы уже, конечно, у них! Вот видите мумии, на шеях которых египтяне вешали изображение креста! А вот надпись на саркофаге: «Я привязан к Богу любовью! Я давал хлеб — алчущему, воду — жаждущему, одежду — голому, кров — покинутому». Не евангельское ли это изречение? …А вот вам человеческие головки с птичьими крыльями! Не напоминает ли это вам христианских ангелов? ...ничто не ново под Луною!..»
Подготовила Татьяна ТЮМЕНЕВА
Фото из архива Владимира Белякова