Газета выходит с октября 1917 года Monday 23 декабря 2024

Невозможный портрет непредсказуемого героя

До 10 февраля в «DO-галерее» — выставка «Супруги Благодатовы в творчестве «Безнадежных живописцев».



Наверняка все посетители петербургских вернисажей знают, хотя бы в лицо, высокого худого человека с черной бородой: практически ни одно открытие выставок в нашем городе не обходится без известного коллекционера современного искусства Николая Благодатова. И вот — выставка двойных портретов, посвященная Николаю Иннокентьевичу и его супруге Раисе Александровне. Инициатором выставки стал знаменитый петербургский художник Анатолий Заславский. В конце 2009 года в галерее «КвадраТ» состоялась выставка портретов самого Заславского, написанных разными художниками, — не потому ли пришла Анатолию Савельевичу в голову эта идея? «Нет, совершенно не поэтому, — утверждает художник. — Я раньше писал Колю, этот портрет Русский музей купил, а тут захотел написать его снова. Он предложил написать двойной портрет, с Раей, у нее юбилей. А у нас есть объединение не объединение, просто сообщество друзей, мы называем себя «Безнадежные живописцы» — в смысле, продолжаем заниматься живописью, несмотря на нынешние новейшие течения. И вот «Безнадежные живописцы» решили тоже присоединиться, а потом подключились и другие живописцы… не безнадежные».
Понятно, что портреты очень разные, и не только по манере, но и по сюжетам. Арон Зинштейн и Наталия Милорадович поместили Благодатова в пространство вернисажа, Марат Тажибаев «перенес» супругов в концертный зал… Есть портреты классические, даже академические, есть — авангардные.
«Мы бродили целый месяц по мастерским, рисовались. Я дал еще несколько картин из своей коллекции, — рассказывает Николай Благодатов. — Некоторые написали для выставки несколько портретов и предлагают выбрать любой в мою коллекцию. Все художники знакомые, родные, стилистически никаких сюрпризов не было, но каждый раз сам образ был неожиданностью, по-другому и быть не может. Каждый видит так, как он один видит, да и сама модель, то есть я, меняется каждые три минуты».
Лучшую возможность сравнить почерк петербургских художников придумать трудно. «Двойной портрет меня всю жизнь интересует, — говорит Анатолий Заславский. — Я считаю, что двойной портрет, если всерьез, совершенно невозможен: входишь в психофизику одного, а на другого уже… нет сил, глубина не та. Как же найти способ, чтобы портретируемые вдвоем жили в одном пространстве? Интересно было, у кого как получится — живописно, ритмически, психологически».
А еще — трудно было бы наградить Николая Иннокентьевича и Раису Александровну за рыцарское служение живописи каким-либо другим образом: никаких официальных должностей, связанных с искусством, у них нет и никогда не было…

Татьяна КИРИЛЛИНА, фото автора

↑ Наверх