Новый конкурс для Новой Голландии — спасение или смертный приговор?
Многострадальная Новая Голландия и в XXI веке так и не определилась со своим будущим, успев, однако, утратить часть своих памятников. Ведь, когда начались работы по реализации громкого проекта мастерской британца Нормана Фостера, победившего на конкурсе 2005 года, снесли исторические постройки. Разрушить-то разрушили, но ничего не создали — в прошлом году один из инвесторов обанкротился, работы остановились.
Подготовить и организовать его должны к концу лета 2010 года. Об этом журналистам на заседании пресс-клуба «Зеленая лампа» рассказал заместитель председателя комитета по инвестициям и стратегическим проектам правительства Петербурга Антон Бучнев.
Многострадальная Новая Голландия и в XXI веке так и не определилась со своим будущим, успев, однако, утратить часть своих памятников. Ведь, когда начались работы по реализации громкого проекта мастерской британца Нормана Фостера, победившего на конкурсе 2005 года, снесли исторические постройки — навсегда утрачены для потомков построенный в 1893 году опытовый бассейн, где в начале минувшего века проводил свои эксперименты русский кораблестроитель Крылов, работавший над теорией непотопляемости корабля, лаборатория, в которой работал Менделеев, и построенная в годы Первой мировой войны радиостанция. Разрушить-то разрушили, но ничего не создали — в прошлом году один из инвесторов обанкротился, работы остановились. Новая Голландия осталась один на один с зимними ветрами, осадками, холодом. Лишившиеся кровли незаконсервированные здания разрушаются, сваи разрывают фундаменты. Специалисты опасаются, дождется ли Новая Голландия нового инвестора.
При всем при том Антон Бучнев отмечает, что условия конкурса будет формировать не город, а Федерация, так как около 85% объектов недвижимости на острове Новая Голландия — федеральная собственность.
По проекту Нормана Фостера предполагалось создать на романтическом острове Дворец фестивалей (будто мало у нас всяческих помпезных площадок), торговые и деловые центры, подземный паркинг, отели.
Отвечая на вопрос журналистов о том, будет ли базовой точкой нового проекта прежняя идея создания на острове торгово-развлекательного центра с Дворцом фестивалей, Бучнев ответил скорее утвердительно.
Если условия будущего конкурса будут формировать из Москвы, то кто даст гарантию, что услышат мнения петербургских экспертов — архитекторов, историков, охранителей культурного наследия? Или остров лишится еще части зданий? Смертным приговором для Новой Голландии назвал объявление еще одного инвестиционного конкурса сопредседатель Санкт-Петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александр Марголис. Он считает это несовместимым с защитой памятника.
Между тем согласно закону Санкт-Петербурга о границах охранных зон на уникальном острове вообще ничего нового теперь строить нельзя. Глава КГИОП Вера Дементьева уже говорила о том, что, возможно, никакой Дворец фестивалей теперь тут не появится. Но вот главный архитектор города Юрий Митюрев не исключает изменения закона ради нового строительства в Новой Голландии.
Согласно петербургской легенде, проект каменных складов Новой Голландии, предназначенных для хранения судостроительных материалов и инструментов, разработал Жан Батист Валлен-Деламот, а главный руководитель строительства складов подполковник Герард потерял проект зодчего в начале работы. Сообщить об этом высшему начальству и тем более самому автору проекта он побоялся и был вынужден строить все здания по памяти. Как ни странно, ему это удалось — во всяком случае, увидев готовые строения, Валлен-Деламот не высказал никакого недовольства. Так гласит легенда, что же касается нынешней ситуации, то эксперименты с памятником и пренебрежение мнением экспертов могут привести к тому, что мы потеряем саму Новую Голландию.
Галина АРТЕМЕНКО
Фото Натальи ЧАЙКИ
Метки: Строительство Новая Голландия Недвижимость
Важно: Правила перепоста материалов