Газета выходит с октября 1917 года Monday 22 июля 2024

Ну очень изящная светопись!..

До 3 апреля Государственный центр фотографии (РОСФОТО) приглашает на выставку «Современный петербургский пикториализм», которая проходит в Дворовом корпусе.

До 3 апреля Государственный центр фотографии (РОСФОТО) приглашает на выставку «Современный петербургский пикториализм», которая проходит в Дворовом корпусе.


Те, кто только слышал слово «пикториализм», часто думают, что   речь идет о каком-то неведомом доселе виде реализма. Это совсем не так: и пишется через «и», и никакой это не реализм, а совсем наоборот. А происходит слово от английского «picture» — «картина». Понятие «пикториальная», или «живописная», фотография появилось в книге английского фотографа Генри П. Робинсона «Художественный эффект в фотографии», опубликованной в 1869 году. Робинсон провозглашал принципом фотографии «обман, трюк и колдовство» и призывал смешивать «реальное и искусственное». Правда, тогда, на рубеже прошлого и позапрошлого веков, пикториализм быстро выродился и фотография на долгие десятилетия стала репортажной. Примерно сто лет спустя, в пику современным технологиям и «цифре», пикториальная фотография пережила сначала второе рождение, а потом расцвет.
Современный пикториализм делится на технический, когда используются специальные позитивные процессы печати, и оптический, когда используется монокль — простейший объектив, состоящий из одной вогнуто-выпуклой линзы. Есть на выставке и снимки, полученные с помощью пинхольной камеры, когда объектив заменен одной маленькой дырочкой. Понятно, что полученные такими путями фотографии не отображают действительность, а тем или иным образом искажают ее.
«Произведения художников-пикториалистов доказывают, что старинные способы печати не исчерпаны сегодня ни с технической, ни с художественной точки зрения», — говорит автор вступительной статьи к каталогу Мария Гаврильчик. Участники выставки не только используют в своем творчестве старинные технологии, но и изобретают свои. Негативы «состаривают» (иногда просто царапают иглой), всячески раскрашивают... а порой вообще непонятно, что с ними делают: в пояснительных текстах часто указано просто — «авторская техника». Некоторые мастера даже не считают свои произведения собственно фотографией — к примеру, Ася Немченок называет используемый метод фотоживописью. Серии «Эскизы» Александра Черногривова или «Реконструкция памяти» Андрея Полушкина больше напоминают станковую графику. Разноцветные и пушистые «Кошки» Натальи Захаровой вообще мало похожи на фотографию.
Мастера пикториальной фотографии, считает Мария Гаврильчик, «подняли светопись до уровня высокого искусства». Но уход от документальности сузил круг сюжетов: вы увидите пейзажи, натюрморты, портреты... Пикториализм — искусство высокое, это служение не терпит не только суеты, но даже улыбки: работы художников обычно элегичны, даже грустны, нечеткое изображение рождает ассоциацию с полустертым воспоминанием или взглядом сквозь слезы.
А как выглядят некоторые рыцари художественной фотографии, можно узнать из серии амбротипических портретов работы Алексея Алексеева.

Татьяна КИРИЛЛИНА

↑ Наверх