Газета выходит с октября 1917 года Thursday 26 декабря 2024

О чем молчит старинный парк

Петергоф парадный — с блеском Большого каскада, гладью канала, роскошными интерьерами парадных дворцов — все же больше знаком гостям столицы фонтанов. Но углубитесь в восточную часть Нижнего парка — на вас повеет прохладой от тени старинных деревьев. Стоит пройти совсем немного, чтобы полюбоваться воссозданным в прошлом году Петровским лабиринтом. Еще дальше — и перед вами парк, ...

Петергоф парадный — с блеском Большого каскада, гладью канала, роскошными интерьерами парадных дворцов — все же больше знаком гостям столицы фонтанов. Но углубитесь в восточную часть Нижнего парка — на вас повеет прохладой от тени старинных деревьев. Стоит пройти  совсем немного, чтобы полюбоваться воссозданным в прошлом году Петровским лабиринтом. Еще дальше — и перед вами парк, который был всегда скрыт от посторонних глаз, — Александрия, частная территория венценосной семьи Романовых, где играли императорские дети.



«Время лабиринтов» вновь наступило в третьем тысячелетии

XVIII столетие вообще называют временем лабиринтов. После версальского Лабиринта Любви ни один регулярный сад Европы не обходился без этого аттракциона. Петр Первый решил создать в Петергофе свой лабиринт. Он состоял из восьми больших и восьми малых боскетов, которые оформлялись шпалерами из кустовой липы. Петр мечтал о фонтане в центре лабиринта, но тот забил лишь в 1750 году —  когда императора уже не было на свете. Лабиринт обветшал к концу позапрошлого столетия, бассейн фонтана засыпали. И о лабиринте в Нижнем парке забыли больше чем на сто лет. Не до игр было и не до куртуазных развлечений. Но в новом тысячелетии к идее восстановления петровского лабиринта вернулись. И вот еще прошлым летом был готов новый лабиринт, образованный живой изгородью из лип, вязов, сибирских лиственниц, рябин, кленов и яблонь. Этим летом зелень уже набрала силу, и вы можете пройтись по таинственным дорожкам возрожденного Петровского лабиринта.

Нижний парк от парка Александрия отделяет Александрийская стена. Но на дворцовом паровозике можно проехать из парка в парк — через ворота со сфинксами. Или вовсе миновать парадный Нижний парк и сразу прийти в Александрию. Хотите — через ворота Домика со львами — в домике почти год, как развернут детский музейный центр. Методист экскурсионного отдела ГМЗ «Петергоф» Ольга Щебуняева напомнила, что экскурсионным отделом разработаны 17 экскурсий и интерактивных занятий для детей в парке.


Прогулочный паровозик у дворца Коттедж в парке Александрия.


А до революции открывали парк для публики — аристократии и обывателей — лишь раз в году, в июле, когда отмечали день рождения императрицы Александры Федоровны, с юности носившей домашнее имя Белой розы. На гербе Александрии, придуманном поэтом Жуковским, — венок из белых роз, меч и девиз «За веру, царя и Отечество».

Сливки с императорской фермы

Хорошо известен публике дворец Коттедж — одно из родовых гнезд Романовых, а в середине июня распахнет свои двери перед публикой еще один дворец — тоже  средоточие частной жизни — Фермерский. Он был построен в 1831 году по проекту архитектора Алексея Менеласа. Фермерский — название не случайное. Александр II получил восточный флигель дворца под личные покои, будучи еще наследником престола. А через двор, в западной половине, буквально в двух шагах от комнат цесаревича, размещались купленные в Англии, в графстве Йоркшир, восемь коров и два быка. Потом, когда государь женился, ферму перевели вниз, поближе к морю, но по-прежнему семейство получало к столу свежие сливки, молоко, масло и яйца с собственной фермы. А перестроенный дворец сохранил свое название — Фермерский.

Он уже готов — завершилась реставрация, последние приготовления в интерьерах, уже радуют глаз цветы в собственном садике. Совсем скоро можно будет увидеть нарядные и уютные комнаты, строгий «Синий кабинет» императора Александра II. Чтобы публика видела, что и как было воссоздано, в каждом помещении разместится копия с акварели Гау, в свое время запечатлевшего интерьеры Фермерского дворца во всех подробностях.


Фермерский дворец был построен в 1831 году по проекту архитектора Алексея Менеласа.


А вот что это такое на террасе, спускающейся вниз, к заливу? Никак деревянная крепость, как настоящая, но очень маленькая? «В Александрии до Второй мировой войны сохранялась архитектура малых форм — мы сейчас восстановили три из них, — рассказывает заместитель директора ГМЗ «Петергоф» по экспозиционно-выставочной работе Татьяна Вергун. — Это крепостица с пушечками, в собственном садике — детская пожарная каланча, тут и уменьшенные ведра, багры, топорики, лопатки, маленький насос и бочка для воды, дальше — хмелевая беседка. Восстанавливается пергола, и в день открытия заработает фонтан «Ночь», бассейн которого украсила бронзовая статуя «Ночь», отлитая на знаменитой фабрике Шопена по слепку с мраморного оригинала французского скульптора Поле».

Романтичный парк


В планах — восстановление на территории Александрии детской гимнастической площадки и площадки для лаун-тенниса. Это уже ближе к эпохе Николая Второго — он был большим любителем этого вида спорта.

Дойдут руки и до Адмиральского домика рядом с Коттеджем, детской фермочки и маленьких огородов на берегу залива.

А возвращаясь к Фермерскому дворцу, который познакомит нас с интереснейшими деталями придворного быта второй половины XIX века, напомним, что с ним связаны значительные события, повлиявшие на судьбу Российского государства. В конце 1850-х годов в этих стенах проходили совещания по подготовке крестьянской реформы, и, по преданию, текст манифеста об освобождении крестьян митрополит Филарет написал именно здесь. Здесь же появилась на свет и вторая дочь императора Николая Второго Татьяна, здесь родилась у великого князя Александра Михайловича и княгини Ксении Александровны дочь Ирина, будущая княжна Юсупова.

Александрия — английский пейзажный парк, где старинные деревья скреплены скобами — они поскрипывают от ветра. Вот памятник садовому мастеру Петру Эйлеру — именно по его замыслу создавался парк. Готическая капелла и Готический колодец, ведущие вдаль дорожки и гладь залива — романтика и красота, которых нам так не хватает.

Совсем скоро Александрия пополнится еще одним музеем — Императорским телеграфом. Читайте об этом в ближайших номерах «ВП».

Галина АРТЕМЕНКО

Фотографии автора и предоставлены ГМЗ «Петергоф»

↑ Наверх