Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 22 января 2025

О предметах, которых нет

До 18 августа в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме — выставка «Отторжение реальности» трех петербургских фотохудожников — Егора Начинкина, Алексея Савкина и Олега Журавлева.

До 18 августа в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме — выставка «Отторжение реальности» трех петербургских фотохудожников — Егора Начинкина, Алексея Савкина и Олега Журавлева.

Куратор выставки и автор идеи Егор Начинкин на церемонии открытия сказал, что работы объединяет, с одной стороны, то, что это фотография в чистом виде — нецифровая, с отсутствием коллажа, монтажа и тому подобного, с другой — то, что авторы принципиально не занимаются фиксацией реальности: «Фотография, если хочет стать искусством, должна с реальностью не совпадать».

Как выяснилось, не совпадать с реальностью можно очень по-разному.

Можно, как Олег Журавлев, создавать искусственное пространство, наполняя его старинными или просто ломаными предметами... Олег Журавлев работает в технике амбротипии. Это старинный способ получения изображения на стекле, изобретенный в середине XIX века. Процесс  очень долгий и трудоемкий, и объекты лучше выбирать неподвижные. Иногда художник включает в натюрморты собственную руку, что требует дополнительной усидчивости: время выдержки в амбротипии — от пяти минут и больше. Поэтому, наверное, в большинство композиций включены стрелки от потерявшихся часов: времени больше нет, какая разница, сколько и на что его тратишь! «У Журавлева от конкретного предмета ничего не остается», — говорит Егор Начинкин. Одна из серий даже так и называется — «Выдержки из беспредметных историй».

Сам Егор Начинкин говорит про свои фотографии: «Я создаю ситуации, которых нет». Скорее это ситуации, которые уже были: мифологические и литературные ассоциации очевидны. В отличие от Журавлева в работах Начинкина почти всегда присутствуют люди, в основном дети. «Маленькая Юдифь с посмертной маской Олоферна» — девочка держит белую венецианскую маску. И девочка — не Юдифь, и голову она никому не отрубала, а был ли Олоферн-то?.. Младенец играет с черепом — «Смерть не то, что ты думаешь»: не думай о ней, как не думает дитя, — она все равно что-то другое… «Железнодорожная тоска» — девушка прислонилась к паровозу: собирается броситься или знает, что он точно не поедет? Не подходите к ней с вопросами… А в работе «Мой друг паровоз» большой и настоящий паровоз воспринимается как детская игрушка — всё относительно…

В отличие от Начинкина и Журавлева, спецов по откровенно постановочной фотографии, Алексей Савкин снимает то, что видит, но видит он очень избирательно. В его объектив не попадают никакие современные предметы, люди, пейзажи, а если попадают, сразу становятся вневременными: вид с крыши Смольного собора, пейзаж Смоленского кладбища, берег Финского залива — ощущение, что здесь ничего не менялось и не изменится. В серии «Детский альбом» все снято чуть не в фокусе, словно через дымку воспоминаний… «Савкин преображает, растворяет реальность своим лиризмом», — говорит Егор Начинкин.

При всей разнородности работ экспозиция смотрится на редкость цельно — в каждом кадре есть сдержанность, ирония… да, и фотографии все черно-белые, цвет мы домысливаем сами.

Татьяна КИРИЛЛИНА

↑ Наверх