О связи Эвереста с Камоэнсом
С открытием Интернета на Земле произошли изменения, равных которым человечество даже и не знает. И самые большие изменения — в сфере получения информации.
С открытием Интернета на Земле произошли изменения, равных которым человечество даже и не знает. И самые большие изменения — в сфере получения информации.
Откройте учебник географии и посмотрите главу о высочайшей вершине нашей планеты — горе Эверест. Там есть одна фотография, несколько цифр и предложений.
...Сейчас я сделаю перерыв и открою Интернет. В нем слово «Эверест» упоминается 1 380 000 раз (только по-русски!). Если вы поставите перед собой цель прочитать все, что написано об Эвересте, и на каждую статью потратите только одну (!) минуту, то вам придется беспрерывно работать в течение ста суток. Пожалеем себя и введем восьмичасовой рабочий день. Тогда не пройдет и года, как вы успеете мельком глянуть на все статьи. А если хотя бы по десять минут на каждую?
Десять лет!
А сколько времени про Эверест может говорить ваш учитель географии?
Может быть, учитель нужен сегодня для того, чтобы выбрать для вас самые необходимые сведения об Эвересте и тем самым избавить вас от десятилетней работы?
А возможно, у учителя в эпоху Интернета совсем другие задачи? Я уверен, что цель учителя — не столько информировать, сколько выстроить урок таким образом, чтобы вызвать у ученика жгучую потребность узнать о Джомолунгме как можно больше, испытать потрясение, полюбить эту удивительную гору. У ученика может зародиться желание стать исследователем Джомолунгмы, взобраться на нее. А для этого под впечатлением рассказа учителя погрузиться в Интернет и начать самостоятельное изучение этого чуда нашей планеты. Таким образом, учитель географии станет проповедником географии, то есть создаст в ученике высокую и святую потребность жить на планете с любовью к ней, с потребностью в постоянном познании ее. А ведь Джомолунгма находится в Гималаях. А Гималаи... это...Тибет. Древнейшие тайные знания, Лхаса (место богов), ламы, мантра, тибетское евангелие, буддизм, уникальная архитектура, а там — музыка Тибета, а дальше — Рерих... и т. д.
Это значит, что само географическое знание об Эвересте — всего лишь крохотная часть знания.
Задача школы сегодня — не просто оторванная от всего информация, а изучение связи времен, явлений, обучение не информации только, но прежде всего мышлению.
Сегодняшний выпускник школы лишен главного — понимания связи всего со всем на нашей планете. Он напичкан огромным количеством клипов, обрывками знаний из различных не связанных друг с другом областей и явлений. Все гуманитарные предметы должны изучаться не сами по себе, а в контексте мироздания. Школа не может дать знание обо всей географии, всей литературе, всей истории всех искусств. Она должна научить читать, слышать, думать, подарить метод познания. Она должна ввести главный предмет — риторику — способность выразить свою мысль. Бедный одинокий учитель географии — его Эверест забудется уже на следующем уроке, где другой одинокий учитель истории будет рассказывать про Португалию XVI века.
Но и эта оторванная от всего информация не удержится в сознании ученика дольше, чем на один час, ибо Португалия XVI века — это гениальный поэт Луис де Камоэнс. Именно его жизнь — подлинный ключ к истории Португалии (а заодно и Индии).
Все явления, страсти, открытия, взлеты и падения — это география (место), история (время), поэзия, живопись, философия, религия, архитектура (наполнение места и времени).
И важно научиться связывать события и явления воедино.
Пока этого не случится в школе — любые софисты, проходимцы, лжецы будут хорошо себя чувствовать в стране, молодежь которой не понимает связи времен.
Метки: Михаил Казиник Образование Школы Спецпроекты
Важно: Правила перепоста материалов