Газета выходит с октября 1917 года Saturday 23 ноября 2024

О туман, не скрывай от меня эту красоту!..

До 28 сентября в Мраморном дворце открыта выставка «Красота по-японски». Выставку представляет известная токийская галерея «Сираиси». Что же такое красота по-японски?

До 28 сентября в Мраморном дворце открыта выставка «Красота по-японски».


Мисаки Андо. Журавли.


Яёи Кусама. Тыква.


Выставку представляет известная токийская галерея «Сираиси». Что же такое красота по-японски? Объясняя смысл названия, господин Юкио Сираиси, владелец галереи «Сираиси»,  сказал: «Искусство не может не быть прекрасным. Задача этой выставки — чтобы красота по-японски растворилась в красоте мира». А заведующий отделом новейших течений Русского музея Александр Боровский заметил, что самое интересное в экспозиции — именно японское чувство красоты. Мы видим вроде обычные пейзажи, портреты, натюрморты, жанровые сцены, но — или в Японии воздух отличается от нашего, или мироощущение (скорее и то и другое) — психологические портреты Тадахико Накаямы, подробные пейзажи Масатаки Оябу или картины художницы Ханако Куниси, посвященные молодежной культуре, никто никогда не примет за что-то европейское. Именно японское искусство «не может не быть прекрасным»: эстетика безобразного чужда японским художникам, они везде и во всем находят красоту. Однако красота по-японски — не простая декоративность: внимание к мельчайшим деталям несет философский смысл — в мире нет ничего случайного.

При взгляде на картины возникает мысль об изощренной, неведомой нам технике. Об этом немного рассказал Масааки Миясако — один из ведущих японских художников, работающих в технике под названием нихонга: вместо обычных красок используют цветные минералы, перетертые в порошок, воду, клей и специальную тонкую бумагу васи, причем краски наносятся с обратной стороны листа,  поэтому результат непредсказуем даже для самого художника. Масааки Миясако говорит, что для него картина — это не нечто завершенное, а во многом зависящее от восприятия зрителя: «Художник может нарисовать одну линию. Пришли вы — и число линий увеличивается, они протягиваются от человека к человеку».

Татьяна КИРИЛЛИНА

Фото автора

↑ Наверх