Обед хуже, чем в космосе, «удобства» — за углом
На минувшей неделе в акватории Невы, между Троицким и Дворцовым мостами, красовались яхты весьма необычной «наружности» — французские тримараны (в мире есть и не только французские, хотя эта страна — родина гоночных тримаранов). Корреспондент «ВП», поднявшись на борт, отведал матросского харча и убедился в том, что девушкам здесь... ну не то чтобы совсем не место — просто очень тяжко.
На минувшей неделе в акватории Невы, между Троицким и Дворцовым мостами, красовались яхты весьма необычной «наружности» — французские тримараны (в мире есть и не только французские, хотя эта страна — родина гоночных тримаранов). Корреспондент «ВП», поднявшись на борт, отведал матросского харча и убедился в том, что девушкам здесь... ну не то чтобы совсем не место — просто очень тяжко.
Тримаран: два поплавка и корпус между ними.
Кевин Костнер мог бы и утонуть
Такие яхты в Питере бывают крайне редко. С берега кажется, что это и не яхты вовсе — не то плавающие маяки, не то гигантские водные велосипеды. Примерно на такой посудине ходил под парусом герой Кевина Костнера из фильма «Водный мир».
— Даже не думайте пытаться пробраться на борт тримарана, — заявила поначалу генеральный директор регаты Вандея — Санкт-Петербург София Верчеллетто. — Нужна резиновая лодка, а на Неве сильный ветер. У нас во Франции случалось, что телевизионщики, пытаясь перелезть на борт — а борт высоковат, — падали в воду или роняли туда свои камеры. А лучше приезжайте к нам в яхт-клуб «Крестовский» — там наши тримараны пришвартованы к берегу и можно будет зайти с пирса.
Тримаран — это не крейсерская яхта, на которой приятно совершать морские прогулки, наслаждаясь комфортом. Это гоночное судно, конструкция которого подчинена тому, чтобы сделать его как можно более быстрым.
По сравнению с обычными спортивными посудинами это очень дорогие суда — стоят от 2,5 до 3 миллионов евро.
Раньше тримараны строили из дерева, потом — из алюминия. Современные «катамараны» делают из новейших материалов, в основном углепластика. Благодаря огромной площади парусов и своей конструкции (узкие корпуса почти не касаются воды, словно парят над ее поверхностью), такие гоночные яхты развивают скорость свыше 45 километров в час — для парусника это очень прилично.
Котам в мешке — спартанские условия
«Заходите, чувствуйте себя как дома». Любезный шкипер яхты «Фенетр-А» Эруан Леру расплылся в улыбке, приглашая на борт корреспондентов «ВП».
Все равно непросто — пусть тут не было ни сильных ветров, ни течений. Борта яхт сего класса гладкие и очень скользкие. От волнения корреспондент «ВП» чуть не свалился за борт.
...В отличие от катамарана, где оба корпуса равноценны да еще нередко поддерживают широкую палубу, у тримарана обитаем лишь средний корпус, боковые — просто поплавки для придачи устойчивости. А палубы нет вовсе — вместо нее натянутая по обеим сторонам от среднего корпуса сетка.
Внутри же яхт чувствуешь себя как в мешке. Ширина кокпита — меньше метра. Даже трапа нет — приходится подтягиваться на руках. Вместо койки моряки подкладывают доску, на которую раскатывают матрац или спальный мешок.
Впрочем, места там только на двоих — кто-то должен обязательно стоять на вахте. Стоят обычно двое, третий отдыхает. Два часа сна, четыре часа вахты — таков распорядок. Но на Балтике, особенно в Датских проливах, а также в Ла-Манше, судоходство такое напряженное, что нередко приходится вахту нести втроем.
«А когда же спали?» — поинтересовался корреспондент «ВП». «На ходу,— пошутил шкипер. — А что недоспали, наверстаем на стоянке в Петербурге».
Но, возможно, недосып яхтсменов компенсируется пищевыми калориями? Чем, кстати, кормят в океанских переходах?
«Едим сухие смеси: это хуже, чем на самолете или в космосе, — сытно, но абсолютно невкусно, — ответил матрос Дидье Левурч. — Смотрите — я беру пакет из фольги с картофельным супом-пюре, вскрываю, добавляю в него горячей воды, снова закрываю и жду 5 минут, до готовности».
«В теории все просто, — прокомментировал процесс шкипер Леру,— но попробуйте попадите из чайника водой в пакет при сильной качке. А потом еще удержите его в руках».
Самое пикантное в этом питании то, что потребление такой вот пищи абсолютно «убивает» перистальтику кишечника. Яхтсмены в гонке постоянно «животами маются». Поэтому приходится пачками «кушать» слабительное.
«Осторожнее, вы только что чуть не угробили наш туалет!» — завопил матрос Левурч, когда фотограф Лев Семенович споткнулся о какое-то ведро, привязанное к мачте.
Какой еще, подумалось корреспонденту «ВП», туалет — на яхтах гальюны обычно предусмотрены. Разве нет?
На тримаранах, оказалось, гальюны отсутствуют — из-за узости корпуса судна это, с позволения сказать, «морское заведение» попросту некуда встроить. На гонках морякам приходится либо терпеть, либо «ходить» прямо за борт, а когда это невозможно, применять «крестьянский» способ — в ведерко.
...Подумалось: а каково же несчастным Анне Казнёв или Франсуазе Хаас, французским женщинам, которые участвовали в регате Вандея — Санкт-Петербург на других тримаранах?
Кстати
Тримараны, которые вошли в Неву в рамках регаты Вандея — Санкт-Петербург — суда 50-футового класса (иначе говоря, длиной чуть более 15 метров). Высота мачты — 20 метров с гаком. В сечении они напоминают равностороннюю четырехгранную пирамиду.
Регата состоялась впервые. Обычно французские яхтсмены гоняются по Атлантике и Средиземному морю, но в этот раз решили испытать судьбу в экстремальных условиях Северного и Балтийского морей. Из девяти яхт самой «юной» — «Блинчики — Вау!» — меньше года. Самой «древней», алюминиевой, под названием «Пи эр квадрат», — 27 лет! Именно на ней матросом шла женщина, Франсуаза Хаас (на яхте «Навиге» представительница прекрасного пола, Анна Казнёв, вообще была шкипером!). Победил в гонке «Блинчик», управляемый семейным экипажем из отца и сыновей Эскофье: 2000 миль он пролетел за 8 суток. Победителя от второго призера на дистанции 1780 миль разделили всего... 75 секунд! А «Пи эр квадрат» пришел последним, проиграв лидерам ровно трое суток!
Фото Льва МЕЛЬНИКОВА