Газета выходит с октября 1917 года Friday 26 апреля 2024

Обращение по форме

Услуга, о которой Петербург отчитался перед премьер-министром, оказалась фикцией

Услуга, о которой Петербург отчитался перед премьер-министром, оказалась фикцией



С 1 июля 2011 года чиновникам при оказании госуслуги запрещено требовать от граждан документы, которые содержатся в базах данных других ведомств. Петербург отрапортовал о готовности к этой «бумажной революции» одним из первых в стране, чем городские власти явно гордятся. Во всяком случае еще осенью 2010-го устами первых лиц города было объявлено, что справки по формам 7 и 9 при обращении в органы власти Петербурга совершенно не нужны, так как все районные администрации и социальные службы получили выход на единую базу данных, в которой содержатся все необходимые сведения. Мол, чиновник теперь будет нажимать пару клавиш на компьютере и получать все нужные справки и данные сам.

Заветный принцип «так быстрее»

Напомним, справки по формам 7 и 9 содержат сведения о характеристике жилого помещения и данные о прописке, точнее, о регистрации по месту жительства.  Право не бегать за этими справками особенно должно было порадовать петербуржцев, нуждающихся в оформлении прав на субсидии и льготы. Ведь поход в жилконторы с их очередями и графиком приема граждан только в рабочее время — то еще удовольствие... Горожанам оставалось только поблагодарить мудрое правительство города, которое наконец-то позаботилось прекратить мучения своих подданных.
Каково же было наше удивление, когда к нам в редакцию стали звонить читатели, вынужденные по-прежнему добывать вожделенные формы 7 и 9 самостоятельно!
Одно из последних таких обращений мы получили от Нинель Алексеевны Дронь из Выборгского района. Она пыталась выяснить в соцслужбах района свои права на льготы по оплате ЖКХ, спрашивала, почему ей резко сократили сумму выплат и как добиться, чтобы ее права были защищены. Сама Нинель Алексеевна — женщина пожилая, ходить по инстанциям не может и вынуждена отправлять к чиновникам своего сына. Так вот, ему вполне вежливо и грамотно посоветовали переоформить для матери вид коммунальной льготы, так как она имеет право на льготу по двум основаниям — как ветеран труда и как инвалид. Однако затребовали при этом… полный пакет документов, необходимый для предоставления льготы, в том числе пресловутые справки по форме 7 и 9. При том что аналогичные справки Нинель Алексеевна уже предоставляла пару месяцев назад и с тех пор в ее семье и квартире ничего не изменилось.
Мы попытались выяснить: почему так происходит? Ведь, судя по заверениям властей, требовать такие справки теперь запрещено. Может быть, это самовольство районных чиновников, которые еще не успели выучить новый порядок, при том что действует он уже три месяца? Как оказалось — нет. Районные чиновники ни при чем. Это нам с вами дурили головы, так как никакой сводной базы данных для получения таких справок самими чиновниками в автоматическом режиме НЕТ и НЕ ПРЕДВИДИТСЯ. А если мы хотим ее получить, нам придется за это… заплатить.

А база-то неполная…

Мы попытались пройти путь, который был предложен Нинель Алексеевне, самостоятельно. Позвонили в отдел соцзащиты Выборгского района и получили предложение действовать через многофункциональный центр предоставления госуслуг — мол, так будет быстрее. Обратились туда и услышали, что лучше нам самим сходить за справками в свой жилкомсервис, ибо… «так будет быстрее» (хотя по правилам работы МФЦ все документы, которые необходимы горожанину, центры обязаны добывать сами, пусть даже с помощью курьеров). А по поводу автоматического доступа в городскую базу данных пояснили, что к ней подключены далеко не все дома города.
Как же так? Ведь петербургские власти давно отрапортовали об успехе! Причем не только нам, но и премьер-министру! А Владимир Путин на днях оповестил об этом уже всю страну — в Оренбурге, в ходе заседания президиума совета при президенте РФ по развитию местного самоуправления. Тогда наши хвастались, что на Петербург приходится 21 МФЦ из 170, имеющихся сейчас в России...
Мы стали выяснять дальше. И оказалось, что вся программа перевода города на электронный документооборот всяких нужных горожанам справок основана на возможностях городской базы данных «Население. Жилой фонд». Однако в нее внесены только те, кто рассчитывается по коммунальным платежам через ВЦКП. Это означает, что жители примерно 8 тысяч многоквартирных домов города лишены возможности получать такого рода услуги. А это — около трети населения города.
Выходит, предоставление госуслуг горожанам поставили в зависимость от коммунальных платежей. Почему — нам совершенно непонятно. Но очень похоже на ситуацию, когда справки 7 и 9 жилконторы нам выдавали только по предъявлении оплаченных платежек за последний месяц. При том что это совершенно незаконно!

Опять заставляют платить

Суть перевода госуслуг в электронный вид и в «одно окно» состоит в том, чтобы объединить для общего доступа все те разрозненные базы данных на граждан, которые существуют в разных ведомствах. Однако, похоже, для чиновников, которые занимаются внедрением новой системы, это лишняя головная боль. Ведь это предполагает согласование доступа к данным разных ведомств, в том числе ГУВД и УФМС, подготовку компьютерных программ, способных «разговаривать» друг с другом, и прочие неудобные заморочки. Поэтому вместо объединения ведомственных баз данных городская власть пошла по другому пути. Она создает свою собственную базу, причем на коммерческой основе. Чтобы в базу данных «Население. Жилой фонд» попали жители домов, чьи управляющие организации имеют собственные паспортные службы и выписывают жителям собственные платежки, они должны заключить договор с жилищным агентством своего района. Естественно, небесплатно. 
В телефонном разговоре со специалистами ВЦКП «АИС Население. Жилой фонд» мы выяснили примерные затраты. Стоимость установки и подключения к самой программе — около 16 тысяч рублей на один компьютер плюс 10 тысяч в год на сопровождение. Плюс средства на обучение операторов. Плюс затраты на установку совместимого оборудования и на новые лицензионные программы.
Вдобавок все данные на каждого жителя каждого дома придется вводить в систему с нуля, заново. В общем, единовременные затраты на одну УК или ТСЖ  составят около 100 — 150 тысяч рублей. В масштабах города это выльется в суммы от 800 миллионов до полутора миллиардов рублей! Напомним, это будут деньги из наших карманов — за то, за что и так уже заплачено государством в рамках перевода страны на электронный документооборот!
Мы попробовали протестировать это предложение в ряде управляющих организаций и ТСЖ города, которые еще не подключены к базе данных ВЦКП. В ТСЖ «Серебрянка» нам заявили, что не видят смысла платить за подключение к базе данных ВЦКП, пусть лучше жители сами ходят за справками. А в УК «Сервис-недвижимость», которая управляет домами «ЛенСпецСМУ», заявили, что данному «инструменту» вообще не доверяют. По их мнению, платить за подключение к программе, которая не защищена от несанкционированного доступа, и тем самым давать сведения о жителях своих домов неким неизвестным личностям будет себе дороже.

А теперь еще раз процитируем премьер-министра Владимира Путина: «Придя к чиновнику, гражданин должен получать качественную и окончательную услугу, а не выполнять роль курьера». Это премьер сказал все на том же заседании в Оренбурге. Что ж, судя по интерпретации его идеи в Петербурге, за «качественную и окончательную» услугу горожанам придется платить самостоятельно. Причем достаточно дорого.

Марина ГЛЕБОВА, рисунок Михаила ЛАРИЧЕВА

↑ Наверх