Очередь на жилье заморозили на два года
Доживут ли ветераны до ее разморозки?
Реализуя указ президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов», власти Петербурга разделили субъектов этого документа — участников боевых действий, блокадников и других льготников, служивших Родине в страшные сороковые, — на две условные категории. Первая — те, кто встал в очередь на улучшение жилищных условий до 1 марта 2005 года. Вторая — те, кто встал в очередь на квартиры после 1 марта 2005 года. Таких счастливчиков оказалось более восьми тысяч, и все они получили отдельное жилье.
Но есть в Петербурге еще одна категория ветеранов, которые по федеральным законам также имеют право на новые квартиры, но по петербургским стандартам (до 9 кв. метров общей площади в отдельной квартире и до 15 кв. м в коммуналке, а также не менее 10 лет проживания в Петербурге) не признаются нуждающимися в жилых помещениях. Это те, у кого не 9 квадратов, а на 20 сантиметров больше, те, которые живут в не признанном аварийным жилье, в плохих условиях и так далее.
Несмотря на многочисленные выступления нашей газеты, других СМИ, обращения ко всем ветвям власти, власти города официально заявили, что ни убогие жилые нормативы, ни странный ценз оседлости в Петербурге изменены не будут. Несмотря на то что, например, последняя норма противоречит федеральному законодательству.
Теперь вернемся на полтора года назад. В августе 2009 года газета «Вечерний Петербург» открывает горячую линию «36 квадратных метров», на которую, как предполагалось, будут звонить ветераны, не имеющие информации о том, что им нужно, чтобы получить положенное по закону жилье. Но выяснилось, что кроме прочих среди обратившихся за помощью оказалось много именно тех позабытых «недоветеранов».
Поначалу вроде надежда у этих людей оставалась. Дело в том, что в Петербурге две очереди на жилье. И формируются они на основании двух законов. Первый — закон Санкт-Петербурга от 19.07.2005
407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма». Второй — закон Санкт-Петербурга от 28.07.2004 409-61 «О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан». Чувствуете разницу?
В принципе затея благая. Как пояснили корреспонденту «ВП» в жилищном комитете Петербурга (специалисты которого готовили этот закон), содействие гражданам в улучшении их жилищных условий оказывается в соответствии с законодательством Санкт-Петербурга. По словам специалистов ЖК, этот закон был специально разработан для того, чтобы проживающие в Северной столице граждане могли улучшить свои жилищные условия с помощью дополнительных мер. Правом постановки на жилищный учет в соответствии с законом 409-61 обладают граждане, проживающие в Санкт-Петербурге 10 лет и занимающие жилые помещения в размере не более 10 кв. метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
То есть требования к гражданам в этом случае менее серьезные, но и поддержка города выражается лишь в предоставлении части денежных выплат для приобретения жилых помещений. Остальное граждане выплачивают за счет собственных средств. Вот к постановке на жилищный учет по этому-то закону и подходили те ветераны, у которых больше 9, но меньше 10 квадратов. А поскольку они таким образом попадали в очередь на жилье, то приобреталось оно на федеральные средства, что не требовало от ветеранов дополнительных вложений. Таким образом, узнав по горячей линии о своих правах, несколько сотен ветеранов встали в очередь на жилье, и многие из них уже получили квартиры.
Казалось бы, процесс двигался в нужном направлении. Но внезапно 30 июня 2010 года депутаты Законодательного собрания приняли закон Санкт-Петербурга от 30.06.2010 408-91 «О внесении изменений в закон Санкт-Петербурга «О целевой программе Санкт-Петербурга «Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге» и закон Санкт-Петербурга «О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан». Последним был приостановлен прием на учет граждан, претендующих на содействие в улучшении своих жилищных условий до 01.03.2013! Вот и все. Наши ветераны вновь остались за бортом. У многих из них документы, подтверждающие их право на отдельное жилье, готовы. Но теперь им отказывают в постановке на учет, ссылаясь на то, что очередь заморожена.
Например, 83-летний участник Великой Отечественной войны и блокадник, орденоносец Юрий Тощаков проживает в трехкомнатной квартире на Галерной улице с семьями двух своих дочерей, одна из которых пенсионерка. Он ведет отдельное от них хозяйство. На каждого человека в квартире приходится по 9,87 квадратного метра. Места нет. Юрий Васильевич ютится в одной комнате с 25-летним внуком-инвалидом, у которого психиатрический диагноз. Он собрал документы, пришел вставать на очередь — ему дали от ворот поворот...
Точно так же ушла ни с чем 95-летняя блокадница, инвалид 2-й группы Елена Цветкова. А она вообще живет на кухне в двухкомнатной квартире родственников на улице Авиаконструкторов. Здесь, в утлых cмежных комнатах, умещаются три семьи. У Елены Алексеевны нет жилья ни в собственности, ни в найме. Но чиновников это не волнует. Очередь заморожена.
Мало того, чиновники имеют право отказать в постановке на учет только после того, как примут от ветерана документы, передадут их в жилищную комиссию, которая уже и обоснует причины отказа. А на деле они даже документы не принимают.
Конечно, вопрос заморозки очереди касается не только ветеранов, но и других граждан, чьи условия проживания подпадают под нормы закона 409-61. Исключение составляют только проживающие в коммунальных квартирах, подлежащих расселению в соответствии с целевой программой «Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге», и не имеющие иных жилых помещений на правах собственности или соцнайма.
Как объяснили корреспонденту «ВП» все в том же жилищном комитете, сейчас на учете по предоставлению жилых помещений (поставленных на учет по закону 407-65) состоит 195 тысяч семей. На учете нуждающихся в содействии в улучшении жилищных условий (поставленных на учет по закону 409-61) состоит более 20 тысяч семей. И, по словам чиновников, решение о замораживании очереди принято: а) исходя из объемов финансирования, предусмотренных на эти цели бюджетом Петербурга; б) в целях обеспечения прав граждан, которые уже встали на жилищный учет; в) а также для предотвращения возникновения у Санкт-Петербурга заведомо невыполнимых обязательств перед гражданами — городскими очередниками.
Это, по мнению Смольного, должно обеспечить справедливость в отношении граждан, уже принятых на учет, и в особенности тех, кто уже очень долго стоит на очереди.
Михаил ТЕЛЕХОВ
комментарий
Юрист Татьяна Смирнова:
— Само по себе приостановление приема на учет на такой срок, да даже на месяц, противоречит федеральному законодательству. Права на получение мер социальной поддержки, в частности на предоставление жилья в соответствии с федеральными законами о ветеранах и указом президента РФ 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов» (в редакции указа президента РФ 30 от 09.01.2010, отменяющей сроки действия указа 714) не могут быть реализованы без постановки на жилищный учет. А город, отказываясь ставить ветеранов в очередь на жилье и ссылаясь на закон 408-91, лишает граждан возможности реализовать свои права, что идет вразрез с Конституцией РФ. И я знаю, что некоторые ветераны уже отправили соответствующие жалобы в Конституционный суд РФ.
Кроме того, подобные формулировки в устах чиновников неприемлемы. Что значит — «в целях предотвращения заведомо невыполнимых обязательств»? Власть для того и власть, чтобы решать подобные проблемы, а не оттягивать их на годы. Что такое два года для ветерана? Это почти приговор!