Газета выходит с октября 1917 года Sunday 5 мая 2024

Очередь выросла вдвое

На круглом столе о жилье для ветеранов в Ленинградской области, который был проведен в БалтИнфо, чиновники из правительства области были горды собственными достижениями. Нам бодро отчитались о том, что все ветераны, которые стояли на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, к юбилею Победы уже получили квартиры.

На круглом столе о жилье для ветеранов в Ленинградской области, который был проведен в БалтИнфо, чиновники из правительства области были горды собственными достижениями. Нам бодро отчитались о том, что все ветераны, которые стояли на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, к юбилею Победы уже получили квартиры.

Об этом нам рассказали Андрей Гаврилов, начальник департамента ЖКХ и зампред соответствующего комитета правительства Ленобласти, и Ирина Чумаченко, начальник отдела жилищной политики того же комитета.

По их словам, к моменту появления знаменитого указа президента Медведева под номером 714 в Ленобласти уже была готова вся необходимая нормативная база. Имелся закон, подзаконные акты, и работа по обеспечению жильем ветеранов была начата практически без раскачки.


Лукавые цифры


Судя по цифрам, приведенным чиновниками, в Ленобласти и вправду все в ажуре. Все 194 ветерана войны, которые должны были получить жилье по президентскому указу, его действительно получили. При этом они имели выбор — оформлять квартиры в собственность или на правах социального найма. Только 20 очередников остановились на последнем варианте, остальные захотели получить квартиры в полное владение. 

Связано это было с одним особенным обстоятельством. Специально для ветеранов дома в Ленобласти не строили, искали для них квартиры на вторичном рынке. И в большинстве случаев льготники воспользовались возможностью не просто получить жилье, но еще и переехать поближе к родственникам. В этом отношении власти области оказались гораздо милостивее к ветеранам, чем власти Петербурга. У нас, наоборот, ветерана нередко отрывали от семьи и отправляли на выселки, из центра — на окраину. А вместо ежедневного ухода со стороны родственников предлагали... визиты соцработников два раза в неделю.

И все бы хорошо, если б не цифры, которые заставляют усомниться в благом разрешении в Ленобласти ситуации с исполнением указа о жилье для ветеранов. Дело в том, что на момент появления указа в области значилось 317 таких очередников. Но потом очередь начали «чистить» — как, впрочем, и в Петербурге. Только в городе за счет «актуализации» льготная очередь сократилась примерно на 20%. А в Ленобласти — процентов на 40. Было — 317 ветеранов, ставших на учет до 1 марта 2005 года, осталось — 194. Они-то и получили в итоге жилье.

А как же быть с остальными? Обращений из Ленобласти на нашу горячую линию «36 квадратных метров» достаточно много.

Впрочем, кое-какие перемены есть. После внесения декабрьских поправок в указ президента и в Закон «О ветеранах» были сняты ограничения, связанные с датой постановки на льготный учет: давать квартиры было предложено всем нуждавшимся в них ветеранам, даже если они приняты на очередь после 1 марта 2005 года. И таковых в области оказалось много. Сейчас льготная ветеранская очередь в области «обновилась» и достигла 430 человек. То есть стала более чем в два раза больше, чем была до снятия ограничений. 

Программу президента для 194 очередников в области выполнили с трудом. Смогут ли «новые» очередники ожидать получения квартир в обозримом будущем? Судя по словам наших собеседников, да. Всем им обещают дать квартиры к Новому году.

Слова и факты не в ладу

Благостную картину, нарисованную гостями круглого стола, несколько разбавила юрисконсульт горячей линии «Вечернего Петербурга» Татьяна Смирнова. Она рассказала о конкретных фактах и о пробелах в законодательстве региона.

Так, совершенно вне поля зрения областного правительства оказались ветераны, получившие этот статус по так называемой статье 20-й Закона «О ветеранах». То есть труженики тыла, награжденные орденами и медалями за доблестный труд в Великой Отечественной войне. Федеральное законодательство передало обязанности по установлению для них льгот — в том числе жилищных — на уровень субъектов Федерации. А в Ленобласти эту категорию в закон не включили вообще.

Однако, по мнению наших собеседников, тут все в порядке. Почему? Да потому, что, по их словам, областной закон... прошел экспертизу Минюста без замечаний. Мол, если бы были недостатки, на них давно бы указали. Как быть при этом труженикам тыла, попавшим в «дыру» между двумя уровнями законов — федеральным и региональным, — никто объяснить не удосужился.

Еще более странной оказалась позиция чиновников, когда зашла речь об аварийном и ветхом жилье. По мнению наших гостей, в области с этим все в порядке: дома, которые признаны опасными для проживания, расселяются в полном соответствии с законом и с учетом интересов ветеранов. Мы попытались возразить — мол, как же можно «в общем» все хвалить, когда «в частности» есть совершенно вопиющие факты? Например, есть дома, признанные при экспертизе ветхими и аварийными. Однако МВК — межведомственные комиссии муниципалитетов — после поверхностных визуальных осмотров дают абсолютно противоположные заключения и тем самым лишают ветеранов права пожить в нормальных человеческих условиях хотя бы на склоне лет. До анекдотов доходит. Заявляют: ну и пусть стены гнилые и крыша дырявая, фундамент же крепкий? Подвал сухой? Значит, жить можно.

Однако чиновники претензий так и не приняли. Заявили, что на места даны указания, чтобы МВК не зверствовали и принимали решения в пользу ветеранов. Правда, наши собеседники все же пообещали внимательно рассмотреть материалы, которые переданы им сотрудниками нашей горячей линии.

Что ж, мы тоже не собираемся быть голословными. Приведем несколько историй, которые стали известны благодаря работе горячей линии «36 квадратных метров».

Пока ищут адреса

Помимо ветеранов, принятых на учет для улучшения жилищных условий, в Ленобласти есть значительная категория льготников, которым нужно содействие в ремонте и содержании их жилья. Чаще всего это владельцы усадеб с домами достаточной площади — но без необходимых удобств. Мы поинтересовались у наших гостей, сколько их в регионе и как им собираются помогать.

Конкретного ответа мы не получили. Однако, по словам чиновников, губернатор Валерий Сердюков накануне юбилея Победы дал указание органам соцзащиты провести обследование условий жизни всех ветеранов войны, которые живут в Ленинградской области. Их в регионе 52 тысячи. Сейчас идет подсчет, сколько из них нуждаются в помощи. Многим уже помогли представители бизнес-структур — в области это уже вошло в традицию. Кто и как поможет остальным — будет решено в ближайшее время.


Только факты

  •  Зоя Елиферьевна Сухова — Лужский район, село Толмачево. Была медсестрой в прифронтовом госпитале. На фронте с 1941 года. Живет в деревянном бараке послевоенной постройки, без воды и канализации. Барак был снят с баланса стекольного завода как непригодный для проживания. Капремонт ни разу не производился. Крыша течет, венцы фундамента сгнили. На очередь не ставят, барак не расселяют.
  •  Сумачев Николай Петрович — Приозерский район, Ромашкинский сельсовет, пос. Саперное, ул. Варашко, 9. Дом сгорел несколько лет назад. Однако в постановке на очередь отказывают под предлогом… достаточного количества квадратных метров.
  •  Чечулинская Юлия Михайловна — вдова инвалида войны, живет в неблагоустроенном доме в жутких условиях в поселке Сиверский Гатчинского района. Ее муж был поставлен на очередь еще в 90-м. В 94-м — получил подтверждение статуса очередника. Квартиры не дождался, умер. Его вдова имеет те же права. Однако в марте 2010 года получила сообщение, что в списках очередников... не значится и не значилась.
  •  Афанасьевы Лидия Петровна и Григорий Васильевич  живут в деревянном доме  довоенной постройки в Подпорожском районе, Винницы, деревня Лукинская. Естественно, без удобств. Зимой в нем находиться невозможно, так как печь давно и безнадежно сломана. На всю деревню один колодец, почистить который обещают перед каждыми выборами и после каждых выборов регулярно забывают. Людям по 80 — 85 лет. За что такие мучения в конце жизни — не понимают.



Уважаемые петербуржцы! Если у вас возникли вопросы или претензии к тому, как выполняются обязательства по предоставлению отдельного жилья ветеранам-очередникам Петербурга, звоните на нашу горячую линию. Журналисты Балтийской медиа-группы постараются вам помочь.

Телефоны для обращений: 325-39-83, 983-04-07 (с 11.00 до 18.00, кроме субботы).

↑ Наверх