Газета выходит с октября 1917 года Friday 22 ноября 2024

Очередной бандит признался в убийстве Михаила Маневича

Одно из самых громких убийств, произошедших в Петербурге в девяностые годы прошлого века, возможно, раскрыто. Некий Алексей Гардоцкий, задержанный следственными органами два года назад как киллер одной из бригад осужденного пожизненно за бандитизм депутата Законодательного собрания Петербурга Юрия Шутова, признался ..

Одно из самых громких убийств, произошедших в Петербурге в девяностые годы прошлого века, возможно, раскрыто. Некий Алексей Гардоцкий, задержанный следственными органами два года назад как киллер одной из бригад осужденного пожизненно за бандитизм депутата Законодательного собрания Петербурга Юрия Шутова, признался, что именно он в 1997 году стрелял в вице-губернатора Северной столицы Михаила Маневича. Но правоохранительные органы пока не решаются делать оптимистические выводы, утверждая, что имеющуюся информацию нужно прежде тщательно проверить.

12 лет назад


Напомним историю. Вице-губернатор Петербурга Михаил Маневич был убит 18 августа 1997 года. Тогда около девяти утра он на служебном автомобиле «вольво» ехал с водителем и женой Аллой на работу. Когда машина выехала с улицы Рубинштейна на Невский проспект, ее обстреляли. Маневич был ранен пятью пулями в грудь и шею, жену задело по касательной, водитель не пострадал. Вице-губернатор скончался по дороге в больницу. Как выяснилось, киллер стрелял из автомата Калашникова с оптическим прицелом с чердака дома № 76 по Невскому проспекту.

И это все, что за 12 лет правоохранительные органы узнали точно. Ни на исполнителя, ни на заказчика им выйти не удалось. Хотя в СМИ тогда ходило много версий причин этого преступления.

Слухи и версии СМИ

Маневич был другом и соратником Анатолия Чубайса, занимавшего тогда должности первого зама председателя правительства и министра финансов, поэтому убийство вице-губернатора приписывали противникам последнего.
Потом возможными заказчиками называли кредиторов Северо-Западного морского пароходства — им не понравилось, что Маневич в свое время спас предприятие от банкротства. Еще позже в СМИ были опубликованы материалы допроса депутата Госдумы Вячеслава Шевченко, который впоследствии сам был убит на своей вилле на Кипре. Он говорил, что смерть была выгодна Владимиру Яцубе, заместителю губернатора Петербурга Владимира Яковлева.

 

За все время следствия в убийстве Маневича «сознавались» многие преступные элементы.

 

 


Потом пресса переключилась на возможных исполнителей. В июле 1998 года была задержана банда Андрея Челышева, и правоохранительные органы проверяли его на причастность к убийству на Невском проспекте. Потом это преступление приписывали киллерам из банды Владимира Беляева.

Но чаще всего заказчиком убийства Маневича называли Юрия Шутова. Правоохранительные органы неоднократно пытались найти связь между деятельностью группировки Юрия Шутова и убийством Маневича. Во-первых, будучи во власти, и Маневич, и Шутов занимались вопросами приватизации городской недвижимости и никак не могли найти согласие. Первый реализовывал концепцию негосударственного управления собственностью как председатель комитета по управлению городским имуществом, а второй возглавлял комиссию по проверке и анализу итогов приватизации как помощник депутата Государственной думы.

Но официально связать убийство Маневича с именем Шутова правоохранительные органы не смогли. На это решались только крупные политики. Неоднократно в пользу этой версии высказывался Анатолий Чубайс. Так, в 2006 году, сразу после суда над Шутовым, он заявил СМИ, что заказчики убийства вице-губернатора осуждены пожизненно.

Неожиданное признание

И вот сейчас «шутовскую версию» общественности преподнесли на блюдечке с голубой каемочкой. 38-летний Алексей Гардоцкий, находящийся под следствием как соучастник ряда громких убийств, признался в том, что именно он стрелял в Михаила Маневича по заданию Андрея Зарипова — бригадира организованной преступной группировки, в которую входил Гардоцкий. Руководил же всей ОПГ брат Андрея — Сергей Зарипов, который подчинялся непосредственно Юрию Шутову. Последний же с 1999 года находился под следствием по обвинению в бандитизме, а в 2006 году вместе с членами своей банды отправился в Соликамск отбывать пожизненный срок, назначенный судом за организацию четырех убийств.

Членов группы Сергея Зарипова в правоохранительных органах называли шутовскими недобитками, ушедшими после суда над патроном в свободное плавание. Это была одна из трех бригад Шутова. Если члены первых двух сейчас пребывают в местах не столь отдаленных, то бойцы банды Зарипова были арестованы только в 2007 году. Им инкриминируют пять убийств, три покушения на убийство и одно ограбление. Сейчас материалы этого уголовного дела переданы в суд. Лишь Алексей Гардоцкий еще под следствием, поскольку он начал признаваться в убийствах, которые следствию не удалось связать с деятельностью банды.

Спустя почти два года после задержания он вдруг взял на себя вину сразу в двух преступлениях. Сначала признался в ликвидации в 1997 году Рената Мансурова, проходившего тогда как потерпевший и свидетель в деле о вымогательстве, которое сотрудники уголовного розыска Петербурга в свое время пытались инкриминировать подчиненным Юрия Шутова. А потом заявил, что в том же 1997 году именно он стрелял в вице-губернатора Михаила Маневича. И добавил, что его действиями в то роковое утро по рации управлял его начальник Андрей Зарипов, а еще двое участников бригады следили за передвижениями машины Маневича по городу. Правда, Андрей Зарипов погиб несколько лет назад. А имен «еще двоих участников бригады», как заявил Гардоцкий, он не знал и тогда.

Не единственное признание

Как подтвердили корреспонденту «Вечернего Петербурга» в Следственном комитете при Прокуратуре РФ по Петербургу, в их производстве с 2007 года на самом деле находилось уголовное дело по преступным деяниям одной из бригад осужденного пожизненно Юрия Шутова, а именно группы Сергея Зарипова. Обвинительное заключение уже готово, но убийство Михаила Маневича в нем не упоминается. В СКП по Петербургу также не стали отрицать, что фигурант этого уголовного дела Алексей Гардоцкий дает признательные показания о своем участии в не изученных следствием эпизодах деятельности банды. В частности, по убийству Михаила Маневича. Но, как отметил наш источник в СКП, пока у сыщиков нет подтверждения словам Гардоцкого, тем более что проверка изложенной им информации уже вне компетенции Петербургского управления СКП.

В Управлении ФСБ России по Петербургу и Ленинградской области корреспонденту «ВП» рассказали, что сначала дело находилось в производстве их следственной службы, но в 2005 году его передали в следственные органы центрального аппарата. Также наш собеседник пояснил, что, даже если какие-то признательные показания у правоохранительных органов имеются, делать выводы пока еще очень рано. Он напомнил, что до 2005 года, пока дело еще вели петербургские чекисты, чуть ли не ежегодно находились люди — в основном отморозки, задерживаемые милицией по обвинениям в бандитизме, — признававшиеся в убийстве Михаила Маневича. К ним, например, можно отнести членов нелегальной организации «Реввоенсовет», арестованных в конце 1997 года. Но в ходе следствия их показания не подтвердились. После первых допросов «убийцы Маневича» начинали «плавать» в показаниях, а потом признавались, что таким образом пытались повысить свой статус и статус организации, в которой состояли.

В Следственном комитете ФСБ России корреспонденту «ВП» подтвердили, что у них появилась информация, которая, возможно, сдвинет дело об убийстве вице-губернатора Михаила Маневича с мертвой точки, но ее надо тщательно проверить. Сообщить что-то большее представитель ведомства отказался.

Фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх