Газета выходит с октября 1917 года Saturday 27 апреля 2024

Один день в ЭрМЯУтаже

Впервые День Мартовского кота, ежегодно отмечаемый в Государственном Эрмитаже в конце марта, прошел как один из официальных праздников всемирно известного музея

Впервые День Мартовского кота, ежегодно отмечаемый в Государственном Эрмитаже в конце марта, прошел как один из официальных праздников всемирно известного музея

 


Вместе с полуденным выстрелом начался праздник — сначала наградили 11 победителей общегородского школьного конкурса рисунков, посвященных котам Эрмитажа. Причем после награждения работы переехали в Иорданскую галерею, где экспонировались два дня. Во дворе Эрмитажа после церемонии награждения можно было под руководством Дмитрия Шагина разрисовывать фанерных котов. Также предстояла экскурсия в подвалы…
Но прежде чем попасть в глубокие сводчатые подвалы Эрмитажа, где, собственно, и обитает популяция эрмитажных котов, надо было добраться до эрмитажного чердака, куда тоже в обычные дни вряд ли попадешь. Но лифт наверх работал лишь для тех, кто смог ответить на десять непростых вопросов игры-квеста «Путешествие с эрмитажным котом» по залам музея. На этот раз кот наблюдал за птицами, «перелетающими» из полотна в полотно. А ну-ка, скажите навскидку, в каком зале Эрмитажа представлены вместе павлин, сова и петух? Или как называются парные работы голландского художника Хендрика Голциуса, где изображен голубь? Вооружившись картой, дети и взрослые путешествовали по залам Эрмитажа, а смотрительницы залов выступали в роли добрых фей-подсказчиц. Конечно же, кроме птиц искали и котов в Лоджии Рафаэля. Эти живописные коты прятаться умеют не хуже живых.

 

 


А на чердаке, где холодно и полумрак, было создано волшебное пространство — выставка современных петербургских художников о котах, «текстильный проект — коты на прищепках» — ну какой же, пусть и эрмитажный, чердак без белья! Вот и «сушатся» под крышей на веревках футболки с самыми разными кошачьими изображениями…
Для тех, кто добрался до чердака и снова спустился в эрмитажный двор, распахивалась дверь под зеленым козырьком — вход в подвалы. «Заходим небольшими группами и котов не пугаем!» — предупреждали волонтеры.
Коты в Эрмитаже жили всегда. Первого Петр привез из Голландии и поселил в своем Зимнем дворце — это был, правда, еще не современный Эрмитаж. Но кошачья история уже началась. Позднее императрица Елизавета Петровна издает «Указ о высылке ко двору котов», в котором приказала «сыскать в Казани самых лучших и больших котов, удобных к ловле мышей…». Но эти коты, увы, были «кладеные», как бы сейчас сказали, стерилизованные, так что наши коты ведут свою родословную не от казанских. У основательницы Эрмитажа Екатерины Великой коты жили в комнатах — это были, говорят, породистые русские голубые, и во дворе и в подвалах — коты-охранники картинных галерей. Такой официальный статус придала им императрица. С тех пор кошки в Эрмитаже были всегда. Они погибали в революциях и войнах. И возрождались — говорят же, что у кошек девять жизней. «Последние, уже новые кошки появились в Эрмитаже в эпоху перестройки, когда их гнали и уничтожали, и они прибежали в самое доброе место на свете — в Государственный Эрмитаж, — пишет, обращаясь к гостям музея в День Мартовского кота директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. — Здесь они приносят огромную пользу: во-первых, отпугивают мышей, а во-вторых, они воспитывают в людях, которые работают в Эрмитаже, и в людях, которые приходят в Эрмитаж, человечность и любовь к животным. Коты стали очень важной частью нашей эрмитажной жизни и одной из наших значительных эрмитажных легенд».
В подвалах музея в стальных дверях проделаны отверстия — чтобы коты путешествовали беспрепятственно, в специальных местах — кошачьи мисочки с кормом и питьем, кошачьи домики и спальные места. Коты сидят на трубах под потолком, сверкают глазами в теряющихся подвальных переходах, уютно спят или, покинув подвал, встречают вас в эрмитажном дворе.

 

 

«От проблемы — такое количество животных в музее — до бренда «эрмитажный кот» прошло пятнадцать лет, и вот теперь коты — это наше все, и праздник удался, — говорит сотрудник Эрмитажа, «пресс-секретарь эрмитажных котов» Мария Халтунен. — Сейчас мы очень внимательно прислушиваемся к мнению горожан — как прошел праздник, как сделать его лучше. Это важно и нам, и котам, и посетителям».

Галина АРТЕМЕНКО, фото автора

↑ Наверх