Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 24 июля 2024

Оксюморон с апломбом

По какому-то из телеканалов, точно не помню, идет научно-популярная передача. Некий академик (вроде бы это не Капица) приглашает других академиков в студию, они все вместе смеются и обсуждают что-то интересное, вроде интеллекта муравья или степени упругости звезды.
В перерывах — видеовставки, чтобы помочь слушателю вникнуть в предмет разговора. Ну и чтоб добавить какое-то разнообразие. Комментирует видео закадровый «голос разума». Голос такой мягкий и в то же время бодрый, даже немножко озаренный светлым будущим, как у советского покорителя космоса из ранних Стругацких. В основном голос очень убедительно пропагандирует науку и образование, а заодно порицает порчу образовательной системы, ну и приверженность к мистицизму и суевериям. (На экране в это время показывают гадалок и шаманов, но как-то делается понятно, что хотели бы показать Патриарха или там католического епископа).
В первый раз я разозлился, когда прозвучало задумчивое: «Кто-то из великих сказал, что две вещи нам никогда не понять: звездное небо над нами и глубины человеческой души». Вот прямо так и сказал. Кто-то из великих. Кто бы это мог быть? Во всяком случае не Кант, у которого «телега» звучала иначе и имела немножко другой смысл.
И буквально через минуту, с нескрываемой гордостью нашим прогрессом: «Мнение древних, с апломбом утверждавших, что атомы неделимы, давно опровергнуто. Теперь мы знаем, что элементарные частицы...» И наплевать, что у древних апломба по этому поводу не наблюдалось и речь вообще шла вовсе не про атомы нынешней физики, а про гораздо более абстрактные понятия.
Можете сказать, что я придираюсь. Но вот этот самодовольный тон техножреца, сообщающего научные факты с куда большим апломбом и рядом выдающего дичайшие философские ляпы, — чертовски характерен. Это, мне кажется, рудимент советского сознания: «физик», причем без всякого присутствия «лирика», не то что отрицающий — а не замечающий ценность чего-то еще.
Кажется, это оксюморон: «консервативный прогрессист». А вот бывает, оказывается, — и сегодня живет и здравствует.

Матвей ПИРОГОВ

↑ Наверх