Газета выходит с октября 1917 года Monday 23 декабря 2024

Олег Безинских: Я обычный человек. Просто мне больше дано

Певец Олег Безинских, ставший первым (и единственным) выпускником-контр-тенором за всю 145-летнюю историю Петербургской консерватории, исполняет не только классический, но и эстрадный репертуар. Обладатель уникального голоса поет от баритона до сопрано.

Певец Олег Безинских, ставший первым (и единственным) выпускником-контр-тенором за всю 145-летнюю историю Петербургской консерватории, исполняет не только классический, но и эстрадный репертуар. Наш корреспондент Антонина Ростовская встретилась с артистом.

Выше тенора


— Олег, как о вас только не пишут в газетах и в Интернете! Как правильно все-таки называть вас?

— Сейчас очень много и неправильно пишут «контра-тенор» или «контр-тенор». Это английское слово countertenor (дословно в переводе «выше тенора»). Поэтому правильнее — контртенор.

— Как в консерватории познакомились с вашим голосом?

— Когда меня приняли в консерваторию, педагоги вообще не знали, что со мной делать и как меня учить. Меня отдали в класс Виктора Юшманова. Отдали потому, что он… бывший хирург! Он мог понять, как устроен аппарат контртенора. Виктор Иванович был единственным доктором наук, преподающим вокал в российских вузах. В своей книге «Вокальная техника и ее парадоксы» он поднимал темы психологии вокала. У певцов ассоциативное мышление. А им иногда так говорят: «Вот тут дыхание возьмите, тут задержите, а тут у вас нижнереберное диафрагматическое дыхание». Когда я пою, я же об этом не думаю!

— Но ведь ассоциации у всех разные!

— Поэтому всегда ученик должен работать с педагогом в ансамбле, чтобы понимать слог и течение мыслей мастера. У меня так и получилось. Плюс к этому ансамблю — замечательный концертмейстер Галина Сенина. Я уже закончил консерваторию, но продолжал работать с этими людьми. Виктор
Юшманов стал моим крестным папой, когда я еще учился на подготовительном курсе консерватории.
друг даже на сцене

— Среди ваших поклонников особой любовью пользуется в вашем исполнении «Аве Мария». Мстислав Ростропович, с которым вы были знакомы, говорил: «Все, что я играю, я люблю до обморока». Какие песни или проекты наиболее любимы вами?

— Я вообще отношусь к тем людям, которые поют все, что им нравится. Вне зависимости от того, используется в произведении весь мой диапазон или нет.

Я часто выступаю с концертами в Петербурге, и публика может услышать в моем исполнении произведения от баритона до сопрано! Например, сочинение из репертуара Имы Сумак «Карнавал», «Мамбо итальяно» с русским текстом, гимн Петербургу («Город, которого нет») Игоря Корнелюка (это одна из моих любимейших песен), «Адажио» Альбинони, песня, написанная специально для меня, — «Отпусти и прощай» Александра Прусова, произведения из еврейского диска «Молитва» Петра Геккера... Это все моя любимая музыка!

Что касается поклонников, они очень сильно мне помогают и делают это бескорыстно. В Москве есть прекрасный доктор, и я всегда знаю, к кому обратиться с вопросом о здоровье. В Петербурге есть масса не просто поклонников, а уже друзей, которые мне действительно помогают во всех вопросах. И я им благодарен!

— А недоброжелатели есть?

— Всем недоброжелателям желаю здоровья и долгих лет жизни! Я дружу с нормальными и добрыми людьми. Причем я — друг и на сцене! Ведь если я выхожу на сцену просто как артист, концерт же не состоится!

— Олег, а без ваших шикарных костюмов концерты, наверное, тоже не состоятся?

— Я очень люблю интересные костюмы! Очень много одежды мне шьет в Петербурге Ника Великжанинова. Она создавала костюмы для цирка «Du Soleil», для Большого театра, шила многим нашим фигуристам. И я удостоился такой чести. Именно она и ее помощницы сшили костюмы для ледовой оперы «Бесконечность», для моего клипа.

Есть костюм принца, где воротник сделан из итальянского кружева, который плели мужчины вручную, а есть костюм, украшенный настоящими камнями Сваровски. Но в последнее время я тяготею к классическим костюмам. В обыденной жизни люблю спортивный стиль: футболки, брюки — и чем свободнее, тем лучше. Короче говоря, как все люди.

Открыл одну из 2000 дверей

— Олег, после того как вас Галина Вишневская назвала русским чудом, воспринимаете себя как обычного человека?

— Я абсолютно нормальный человек. Да, мне больше дано, чем некоторым. Но ведь известно, что если дано в одной сфере деятельности больше, то в другой — чуть меньше. Я стараюсь быть разносторонним, но знаю, например, что никогда не научусь хорошо играть ни на одном музыкальном инструменте, мне вот этого не дано. Есть ведь люди, которые хорошо управляют самолетом? И это — прекрасно, просто о хороших пилотах говорят и знают меньше! А так как я артист и публичный человек, обо мне и говорят чуть больше. Да, таких людей, с таким голосом, как я, — мало, но я обычный.

— А вы знакомы с другими контртенорами?

— Да, но ни в Европе, ни в России от баритона до сопрано больше никто не поет. Говорят, что в Японии и Америке есть два человека с похожим диапазоном.

И с другими контртенорами знаком. Один из таких — Майкл Чанс, в Петербург каждый год приезжает. Он большой виртуоз и удивительно тонко и аутентично чувствует и исполняет барочную музыку. В Москве сейчас появился подающий надежды контртенор Василий Хорошев (достойная смена ушедшему Эрику Курмангалиеву). Конечно, знаю и людей, которые относят себя к контртенорам, но таковыми не являются. Но об этих говорить не хочу.

— Два первых режиссерских образования были пустой тратой времени?

— Я думаю, что мои высшие образования мне помогли, конечно. Но как бы сложилась жизнь по-другому, не будь их, я могу только догадываться. Я мог бы родиться в другой семье, а мог бы вообще не родиться! Меня выбрала жизнь, а не я ее. Передо мной было, предположим, 2000 дверей или дорог. Я открыл одну дверь, за ней были другие... Жизнь — это лабиринт. Мы входим в разные двери и сами не знаем, куда выйдем. Жалеть о прошлом — глупо, можем только переживать или радоваться прошлому. Прошла минута нашего с вами разговора — и этого мгновения уже не вернуть. Надо жить настоящим и стараться менять будущее в лучшую сторону. Быть добрым и прекрасным — это и есть человеческая уникальность!

ДОСЬЕ

Олег Безинских родился в небольшом городке Октябрьске Самарской области. Окончил Куйбышевское (Самарское) училище культуры, отделение «Режиссура драмы». Работал на Псковской студии телевидения; параллельно поступил на обучение в Ленинградский институт культуры, где продолжил обучение режиссуре драмы.

В Санкт-Петербургской консерватории Олег обучался у доцента кафедры сольного пения кандидата искусствоведения Виктора Юшманова (впоследствии ставшего крестным отцом певца) и концертмейстера Галины Сениной.

В 2001 году Мариинский театр приглашает Олега для работы в проекте «Ужасное оперное представление «Царь Демьян», после чего выпускает CD «Царь Демьян» (2002 год). Несколько лет подряд певец выступает в программах международного музыкального фестиваля «Дворцы Санкт-Петербурга», участвует в записи двух дисков: «Рождественская мистерия» и «Барочная мистерия».


Кстати

 Компания Уолта Диснея пригласила Олега Безинских дублировать знаменитого Микки-Мауса, а также доверила исполнить партию Принца в русской версии мультфильма «Белоснежка и семь гномов».
 Голос певца изучают в Институте имени Ухтомского (Санкт-Петербург) в целях разработки научной программы «Зарождение человече-ского голоса» и применяют при лечении в Институте перспективной медицины.

↑ Наверх