Ольга Самошина: Азы профессии существуют, но искусство дается свыше
Знаменитая актриса призналась, что с детства мечтала об экране, но счастлива, что работает и в кино, и в театре. В вечер своего бенефиса она выйдет на сцену Театра «На Литейном» в роли Судьи в спектакле «С любимыми не расставайтесь» по пьесе Александра Володина.
В вечер своего бенефиса актриса выйдет на сцену Театра «На Литейном» в роли Судьи в спектакле «С любимыми не расставайтесь» по пьесе Александра Володина.
Заслуженная артистка России Ольга Самошина считает себя человеком не бенефисным и с удовольствием, по ее признанию, спряталась бы от всех юбилейных дат. Но юбилей любимой артистки для зрителей — это дополнительная возможность выразить уважение и восхищение ее талантом, а еще поговорить с ней о жизни, кино и театре...
В канун юбилея корреспондент «Вечёрки» Ирина Завгородняя встретилась с актрисой.
Я — человек будней!
— Ольга, что для вас юбилей?
— Я уже очень давно не справляю дни рождения, стараясь в этот день убежать от серьезности и подведения итогов. Я человек будней: отыграть спектакль — и домой. Но эта дата — возможность еще раз сказать спасибо Театру «На Литейном», в котором последние двадцать лет у меня были только счастливые дни.
— Вы росли в творческой семье, у вас тоже творческая семья — муж-актер, дочка в этом году закончила Театральную академию. Чем отличается творческая семья от обычной?
— В творческой семье передается некое знание о профессии, ее кухня и азы. Придя учиться, я уже знала от своих родителей, что не бывает первого-второго состава, а бывает один артист и другой артист. Я знала какие-то вещи, которые кому-то еще надо было проходить и понимать через мучительные ожоги. Вместе с дочерью я училась все пять лет, была вместе с ней в ее творческом процессе. И если возникал сложный момент, пыталась, имея свой опыт, опыт папы и мамы, как-то помочь.
— Можете ли вы угадать талант?
— В раннем детстве, наверно, нет. Можно быть очаровательным щенком вначале, а потом все проходит. Я не завидую педагогам, которые находятся на вступительных экзаменах, потому что в обилии лиц и глаз им нужно увидеть что-то особенное. Я бы выбирать не смогла, для меня это был бы стресс. У меня бы не было внутреннего права кому-то сказать «нет». Вдруг я ошибаюсь. Хотя — талант все же чувствуется. Я сразу стараюсь человеку сказать об этом, потому что если этого не сказать, то это как украсть что-то важное и ценное. Даже за талантливую минуту на сцене надо говорить «молодец».
Опыт приходит, прыжок уходит
— Ольга, бывают ли у вас неудачные спектакли? То есть все разобрано, все понятно, а чувствуете, что не пошло?
— Бывает такое. Мы играли спектакль «Луна для пасынков судьбы» в Москве. Когда я готовилась к этому спектаклю, то старалась даже не разговаривать по телефону. Я не люблю актерские «заморочки», но для этого спектакля мне нужно было сохранять энергию, и любой разговор как бы мог забрать ее. Но как раз перед спектаклем ко мне за кулисы пришел давний друг моего отца — Георгий Тараторкин. Папы уже не было в живых. Я не видела дядю Юру очень давно, помню, как я бросилась к нему и разрыдалась, потому что он был для меня часть моего папы! А в спектакле именно этой выплеснутой энергии мне и не хватило.
— Это часть профессионального мастерства — умение сохранить энергию?
— Для меня на 99 процентов. Уметь сохранить столько энергии, сколько нужно отдать каждой роли. Последнее время мне иногда даже приходится отказываться от ролей, потому что в голове я знаю, как сыграть роль, а физических сил и энергии уже не хватает. Понимаю, что уже что-то «не взять». Как говорят про балетных артистов: «опыт приходит, прыжок уходит». Всему свое время.
«Есть Чудо!»
— Что вам сегодня ближе — кино или театр?
— Хотя я из театральной семьи, всегда мечтала о кинематографе. Я даже поступала во ВГИК, и мне предложили приехать сразу на третий курс. Но одновременно я поступила и в ЛГИТМиК, и когда позвонили из Москвы — я отказалась. Но не жалею, потому что я попала к замечательному Рубену Агамирзяну и провела в институте волшебные годы жизни. Я снималась у Германа-старшего в фильме «Хрусталев, машину!». Это было подлинное счастье. Алексей Юрьевич Герман — человек-планета, я наслаждалась каждой секундой пребывания рядом с ним. Он никогда не показывал актерам материал, мы все ждали, как там, получилось или нет. И если случалось, он говорил: «Есть Чудо!» Потом я снималась в «Гарпастуме» у его сына, Герман-младший как раз давал смотреть отснятый материал. Я очень люблю кино и счастлива, что оно меня не забывает. Иногда я думаю, что если бы начать жизнь сначала, то я хотела бы быть кем угодно — осветителем, оператором, но лишь бы у этого волшебного аппарата. Но сказать, что театр мне меньше интересен, я не могу. Театр мне дал такие роли, о которых можно только мечтать. Слава богу, что я работала и работаю и в кино, и в театре.
— А случилась у вас встреча с режиссером «одной группы крови» с вами?
— Когда меня пригласил Геннадий Тростянецкий на роль Екатерины, для меня произошла смычка театральных кровей. Я принимала тысячепроцентно все, что являл он в театре. Две роли, сделанные с ним, — Екатерина Великая и Гонерилья, — для меня были равны театральной эпохе. Он во мне открыл то, чего я о себе не знала. Счастье встречи, совпадение по линии материала безумно важно в актерской судьбе. Азы профессии существуют, но существует и что-то помимо нас, что и является искусством и дается свыше.
У себя дома я бы повесила картину Левитана
— Если бы вам представилась возможность уехать на необитаемый остров, что бы вы взяли с собой? Какие книги, картины окружали бы актрису Ольгу Самошину?
— Выбрать очень трудно. Мне много что нравится. Я больше человек литературы, чем музыки. Высокая, настоящая музыка меня вводит в депрессию, я начинаю плакать. Из книг это был бы Достоевский «Братья Карамазовы», Булгаков «Мастер и Маргарита». Событием стала встреча с Маркесом. Люблю Макса Фриша — особенно роман «Человек появляется в эпоху голоцена». Неизгладимое впечатление на меня произвела «Трагическая история доктора Фауста» Кристофера Марло. С детства люблю детективы Конан Дойла. Недавно покорил роман Михаила Шишкина «Урок каллиграфии». Если говорить о поэзии, то это Цветаева и Лермонтов. По сей день считаю, что нет ничего красивее в сочетании русских слов, чем лермонтовское «Выхожу один я на дорогу...». Из художников обожаю Врубеля, Борисова-Мусатова, Рубенса, Рембрандта. Но у себя дома я бы повесила Левитана...
ДОСЬЕ
Ольга Самошина окончила в 1981 году Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (курс Рубена Агамирзяна), служила в Театре им. Комиссаржевской.
С 1990 года — актриса Театра «На Литейном». За роль Тойбеле в спектакле «Тойбеле и ее демон» была удостоена высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит». В 1998 году спектакль «Луна для пасынков судьбы», где Ольга Самошина играла Джози, был удостоен высшей национальной театральной премии «Золотая маска».
В кино снималась у Германа-ст. и Германа-мл, Лопушанского, Астрахана, Рогожкина, Тепцова, Масленникова, Попогребского... Избранная фильмография: «Хрусталев, машину!», «Противостояние», «Простые вещи», «Зимняя вишня», «Гарпастум», «Перекресток».
Фото Михаила КАЦА и Юрия БЕЛИНСКОГО
Метки: Интервью Подмостки Искусство Памятная дата
Важно: Правила перепоста материалов