Газета выходит с октября 1917 года Friday 22 ноября 2024

Он был соавтором Маршака

До 4 апреля Галерея искусств «K Gallery» приглашает на выставку, посвященную творчеству известного советского художника Владимира Лебедева, основоположника ленинградской школы книжной графики.

До 4 апреля Галерея искусств «K Gallery» приглашает на выставку, посвященную творчеству известного советского художника Владимира Лебедева, основоположника ленинградской школы книжной графики.

Может быть, не многие смогут сказать навскидку, что знают художника Владимира Лебедева, но если спросить, помнят ли они книжки Маршака «Сказка о глупом мышонке», «Багаж», «Как рубанок сделал рубанок», «Мистер Твистер» и картинки к ним, наверняка ответят «да». Сам Самуил Яковлевич считал художника своим полноправным соавтором.

В 1910-е Лебедев иллюстрировал знаменитые журналы «Сатирикон» и сменивший его «Новый Сатирикон». После 1917-го — стал одним из авторов знаменитых «Окон РОСТА». В 1920 — 1930-е ленинградскую графическую школу так и называли — школой Лебедева, а самого художника — патриархом детской книги. Владимир Васильевич возглавлял художественную редакцию отдела детской и юношеской литературы ГИЗа, среди его учеников — признанные мастера книжной графики Алексей Пахомов, Юрий Васнецов, Евгений Чарушин...

Но интересы Владимира Лебедева не ограничивались книжной и плакатной графикой — он был тонким рисовальщиком, интересным живописцем. Евгений Шварц не случайно сказал о Лебедеве: «Он шагал своей дорогой, вдумчиво и почтительно слушаясь себя самого». В 1918 — 1921 годах, будучи уже профессором Петроградских художественных мастерских, Лебедев увлекся кубизмом — некоторые работы в этом стиле экспонируются на выставке.

Творческие поиски художника шли вразрез с официальной концепцией соцреализма, и в 1931 году несколько его работ подверглись резкой критике, а пять лет спустя Лебедева вместе с другом Владимиром Конашевичем пропесочили в «Правде» — в печально известной статье «О художниках-пачкунах»...

Результатом травли стала ироническая серия «Девушки с букетами» (одна из них есть на выставке) — портреты широкоплечих и широкобедрых «комсомолок-спортсменок» с нелепо торчащими букетиками в руках, что-то вроде квинтэссенции требований к трактовке образа современницы.

 

 

Девушка с букетом. 1933. Бумага, акварель.


 

 

Эскиз обложки к книге С. Маршака «Усатый-полосатый».


 

Игрушка «Лошадка». Использовалась В. В. Лебедевым при работе над иллюстрациями.

 


От удара, нанесенного ему официозными пасквилями, художник так и не смог оправиться до конца жизни. И хотя многие из его послевоенных детских книг получали высокую оценку — «Откуда стол пришел?» и «Разноцветная книга» Маршака, «Три медведя» Льва Толстого, — нынешние специалисты отмечают в этих работах черты натуралистичности и слащавости.

В конце жизни Владимир Васильевич говорил: «Нужно знать и помнить, что я художник двадцатых годов. Говорю так не только потому, что этой эпохе принадлежат мои лучшие работы. Еще важнее и существеннее то, что меня сформировала духовная атмосфера того времени. Туда уходят корни всех моих идей и замыслов...»

На выставке представлены произведения из частных собраний Москвы и Петербурга, многие экспонируются впервые. Кроме того, впервые в истории Русский музей предоставил картину для выставки в частной галерее — «Обнаженную» Лебедева 1937 года. Как объяснил корреспонденту «ВП» куратор выставки искусствовед Илья Дворников, «очевидно, до нас просто никто не пробовал договориться с Русским музеем. Конечно, это большая бумажная волокита, это непросто — но в принципе возможно...»

Татьяна КИРИЛЛИНА, фото автора

↑ Наверх