Он не читал стихи в метро, считая пуговки ее пальто…
Посмотреть на метро взглядом отстраненным и внимательным предложил своим ученикам известный петербургский фотограф Александр Китаев. В его проекте «Метромания» приняли участие десятки петербургских фотографов.
В Нью-Йорке небрежно говорят «подземка», у нас уважительно и почти торжественно — «метро». В каждодневной спешке и суете мы часто не обращаем внимания на то, как красивы многие станции, сколь многолика и разнообразна «подземная жизнь».
Посмотреть на метро взглядом отстраненным и внимательным предложил своим ученикам известный петербургский фотограф Александр Китаев. В его проекте «Метромания» приняли участие десятки петербургских фотографов — от мэтра журналистики Павла Маркина до совсем юных и еще никому не известных мальчиков и девочек.
То, что получилось, можно увидеть на выставке в Иоанновском равелине и Потерне Петропавловской крепости.
Выставка разделена на две части. В равелине — надземная часть метро: павильоны станций, организованные и стихийные рынки, ларьки, магазины, попрошайки, бездомные люди и собаки…
Знакомым холодком и сыростью веет от фотографий Валентина Филиппова: неуютные, засыпанные снегом улицы, ведущие к станции метро, по ним, съежившись, надвинув капюшоны, подняв воротники своих немудреных курточек и шубеек, несутся прохожие. Но весь этот зябкий неуют выглядит почти красиво благодаря тому, что фотографии цветные, размытые.
А вот толпа штурмует турникеты. Снято сверху, и мы видим только море голов и лицо какого-то парнишки из числа последних романтиков, который высоко над головой поднял красную розу, оберегая ее от толчеи.
Жанровые сценки запечатлел на своих снимках из серии «Уличная торговля» Валентин Беликов. Как забавны две закутанные в меховые шапки и дубленки женщины, которые стоят у столика уличной продавщицы, с увлечением выбирая огромных размеров кружевные трусы и лифчики!
Потерна — самое место для показа снимков о подземной жизни Петербурга. Чтобы попасть на выставку, надо совершить довольно долгий путь по подземным коридорам, которые, несмотря на щегольской ремонт и модную подсветку снизу, выглядят мрачно и источают пронизывающую до костей сырость.
В центре внимания — мастерски выполненные и ностальгические черно-белые фотографии Павла Маркина, сделанные им в октябре 1955 года на открытии Ленинградского метрополитена.
Казалось бы, прошло не так много времени — чуть более полувека. Но эти люди — и чиновники, торжественно перерезающие ленточку, и первые пассажиры — кажутся инопланетянами. Одеты они неважно: неуклюжие, плечистые, похожие на шкафы драповые пальто на женщинах и мужчинах, тяжелые туфли, которые некоторые девушки дополняли почему-то носочками (в октябре!), незамысловатые платочки. Что ж, мода изменчива. Поражают лица. Таких открытых лиц, таких распахнутых глаз, светлых улыбок сегодня не встретишь. Нет их ни на одной фотографии. Лица пассажиров метро замкнутые, отрешенные. То ли генотип изменился, то ли восприятие жизни.
А вот героиня нашего времени — на фотографии Натальи Шиловой. Спит в полутемном вагоне девушка в светлой курточке, красной шапочке и шарфе — запоздалая пассажирка метро, едва успевшая на последний поезд. Красная шапочка, затерявшаяся в дебрях большого города, которому нет до нее никакого дела…
Прямая речь
Павел Маркин, фотограф:
— В октябре исполнится ровно 55 лет нашему Ленинградскому метрополитену. Помню, в 55-м году абсолютно спокойно можно было снимать в метро, потом запретили, и вот недавно снова разрешили. Смотришь на старые фотографии — такое впечатление, что все люди были добрые, а сегодня таких доброжелательных лиц гораздо меньше. Многие говорят, что не любят метро. А я люблю — за то, что это самый точный транспорт.
Александр Китаев, куратор выставки:
— Метро — огромная часть петербургского пространства. Без него жизнь города невозможно представить. Это выставка про жизнь. Про воздействие метро на нашу городскую среду, а вовсе не про организацию, которая называется Метрополитен.