Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 17 сентября 2019

Он с именем этим встает... Кто и как сегодня использует революционные бренды

В канун 92-й годовщины октябрьских событий корреспондент «Вечёрки» изучала их последние отголоски в нашем городе. И выяснила: теперь символы 1917 года — «Аврора», Смольный, Ленин и «красные матросы» — стали просто торговыми марками.

В канун 92-й годовщины октябрьских событий  корреспондент «Вечёрки» изучала их последние отголоски в нашем городе. И выяснила: теперь символы 1917 года — «Аврора», Смольный, Ленин и «красные матросы» — стали просто торговыми марками.

Lenin в профиль и анфас

— У вас так мило, — сердечно благодарит дама-посетительница официантку, — не знаю другого места в городе, куда бы могла привести гостей. И вкусно, и прикольно!

Прикольное место — паб с ленинским названием в историческом центре, в двух шагах от Невского проспекта. Всего в городе несколько точек общепита, задействовавших революционные бренды. Авторские права на символику Октябрьской революции никому не принадлежат и могут использоваться без ограничений.

Имя Ленина, в том числе в латинской транскрипции Lenin, — официально зарегистрированный торговый знак, приобретенный одной иностранной компанией. Действие регистрации товарного знака распространяется без ограничений на 23 страны, включая Россию. Под маркой «Ленин» согласно патенту владелец бренда может производить несколько категорий товаров — кофе, какао, сахар, косметику, одежду, обувь, алкогольные напитки.

Однако отечественные специалисты считают регистрацию этого знака незаконной: российское патентное законодательство запрещает регистрировать товарные знаки с использованием имен и псевдонимов известных людей. Поэтому в Петербурге спокойно существуют объекты, носящие имена Достоевского, Пушкина, братьев Карамазовых, Чайковского, Репина.  Будучи тезкой последнего, автор этих строк, увы, не может претендовать на процент от использования фамильной ценности. Потомки — те тихо смиряются с законом и возражений не имеют. Хотя лично мне на месте нескольких реальных потомков Достоевского — жителей Петербурга — была бы обидна такая вопиющая несправедливость!

Вернемся к Ильичу. Соответственно, псевдонимы вождя революции и его изображения свободно циркулируют на рынке — преимущественно товаров и услуг для туристов. Маечка с классическим профилем Ильича в подземном переходе на Невском стоит 400 рублей. Тот же Ильич, но с непристойным жестом — обойдется уже в 450. Этого разбирают охотней, сообщает продавец трикотажа. В принципе, говорит он, сувенир для иностранца не должен стоить более десяти евро. Рынок сам диктует разумные цены на революционные бренды. Суконная буденовка с красной звездой стоит 250 рублей — столько же, сколько бескозырка с логотипом крейсера «Аврора».

Крупская из курицы

Манекен Ильича встречает посетителей при входе в уже упомянутый паб. В день его фотосессии для «Вечернего Петербурга» вождь революции был в строгом черном костюме и с воздушным шариком «Happy Halloween». День всех святых! В девять вечера в пабе намечалась вечеринка с партийными чертями и чертовками.

В меню — салаты «Искра» из авокадо и «Крупская» из курицы, партийный борщок, революционное филе под клюквенным соусом, «печень РСДРП с картофельным пюре» и дань периоду перестройки  — «демократический паровой лосось». На английский язык названия переведены без приколов — просто печень да рыба. Игру русских историзмов  интуристу все равно не понять. Туристу достаточно революционного интерьера — плакатов советского периода и множественных изображений Ленина и революционных матросов.

Реальная Россия в фильмах для взрослых

Вообще-то русские революционные бренды уже потеряли свою актуальность и популярность за рубежом, делится соображениями кинопродюсер Сергей Прянишников. Он, подобно Ильичу из эмиграции, только что вернулся из Германии и привез в Россию новые знания. В Берлин Сергей Викторович ездил на крупнейшую в Европе ярмарку спецпродукции для взрослых «Венус». Говорит, на рынке эротических фильмов из исторической тематики присутствуют преимущественно Рим да времена рейха. Русская история в целом поднадоела — сколько можно Распутина, Екатерины Великой,  кровожадных красных матросов.

— Зритель хочет видеть в наших фильмах реальную Россию, она ему очень даже интересна, — сообщает Сергей Прянишников. — К примеру, мы делали фильм для взрослых в разрезе чемпионата мира по хоккею, проходившего в Ледовом дворце в Петербурге. Сейчас выпущен Х-фильм о кризисе. Есть фильм о бренде Северной столицы — празднике выпускников школ «Алые паруса».

Порно в музее-квартире, недорого

Революционная тема осваивалась кинокомпанией Прянишникова в начале 2000-х. Тогда были сделаны Х-ремейки «Чапаева», «Неуловимых мстителей». Сегодня вспоминают и его подзабытый было фильм «В борьбе за это» — его снимали в интерьерах одной из музеев-квартир Ленина, в Музее связи им. Попова и на крейсере «Аврора». Понятно, отчего интерес к порносъемкам на «Авроре»: в связи с летней пикантной ситуацией с банкетом олигархов на боевом корабле Балтийского флота.

— Съемки проводились официально, — вспоминает Сергей Викторович. — Мы направили письмо на имя командующего Балтийским флотом в Калининград, оттуда пришло согласие. Сценарий никто не требовал. Мы просили разрешить съемки революционного фильма — он таким и ставился. Затем мы обратились к начальнику Нахимовского училища, которому тогда принадлежал музей «Авроры». Начальник выделил сопровождающего курсанта. И в назначенный день, когда на корабле никого не было и никто никому не мешал, мы сняли нужные сцены. Курсант на съемках не присутствовал. На «Авроре» мы денег за съемки не платили. А в квартре Ленина — деньги в кассу, приходный ордер, но это были сущие копейки, недорого.

Сюжет фильма «В борьбе за это» был прост. Ленин думает о революции, матросы думают совсем о другом. Вот и случился выстрел — морячки перепились да случайно дернули шнур пушки.

Кто станет отрицать, что пьяный разгул революционных матросов реально имел место? Никто. Громили ведь красные матросы погреб с коллекционными винами в Зимнем? Громили. Правда, сами производители эротической кинопродукции на Зимний не покушались. Снимали, как говорит Прянишников, в интерьерах других дворцов-музеев — в основном из жемчужного ожерелья пригородов Петербурга. Всюду вопрос решался оперативно и позитивно, отказов в съемках не было.

Кому до лампочки Ильича?

Охраняют революционные и советские бренды одни лишь коммунисты. Летом они, например, организовали в городе трех революций «Движение защиты ламп накаливания «Лампочка Ильича».

«Товарищи иностранные рабочие! — воззвали тогда коммунисты Петербурга и Ленобласти к рабочим Европы. — В странах Евросоюза правительства запрещают лампы накаливания. Возможно, вы не понимаете, но этот шаг направлен в первую очередь против русских трудящихся — ваших братьев по классу. Лампы накаливания в России называют лампочками Ильича, так звали Ленина, так как Ленин подарил лампы крестьянам и рабочим России». И так далее — поймут ли что-нибудь иностранцы из этих слов о дарах вождя крестьянам, сказать сложно. Им ли в пору кризиса до лампочки Ильича?

↑ Наверх