Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 22 января 2025

«Он смотрит все наши премьеры»

Худрук театра «Рсская антреприза» им. А. Миронова Рудольф Фурманов отправился в Москву поздравить с днем рождения своего друга Николая Караченцова. Приглашены также Михаил Боярский и Сергей Мигицко.

Рудольф Фурманов уехалв Москву на 65-летие любимого артиста Николая Караченцова. Приглашены также Михаил Боярский и Сергей Мигицко.

Не икона, не символ, а просто настоящий мужчина

В советском кинематографе не было такого, нынче модного, понятия — «секс-символ», и потому Николая Караченцова миновал сей дурновкусный титул. Но без сомнения, в кинематографе 70 — 90-х артист останется под другим, редким званием — настоящего мужчины. Он мог играть жуликов и пиратов, как в «Приключениях Электроника» и «Острове сокровищ», мог неузнаваемо преобразиться, и его широкая улыбка вдруг напоминала собачий оскал, но неизменными оставались его мужское обаяние и особенная, ему одному свойственная легкость, изящная небрежность в пластике и поведении.

Этот его чуть развязный шарм был и у Бусыгина в «Старшем сыне», и у Васьки в «Белых Росах», и у каждого из его героев было что-то такое нежное и проникновенное во взгляде, что не один старик Сарафанов готов был признать его родным человеком.

Еще во всех героях Караченцова была удалая, яростная бесшабашность. В комедии «Благочестивая Марта» эта легкомысленная бесшабашность выгодно отличала неунывающего и предприимчивого слугу Пастрана от рефлексирующего и вялого хозяина. А в военной драме «Батальоны просят огня» старший лейтенант Орлов, взрывной и беспокойный, яростный и шумный, с той же отчаянной бесшабашностью уходил умирать, бросив почти веселую реплику, что полковником ему не быть.

Эта витальная непобедимая сила, свойственная героям Николая Караченцова, присуща самому актеру. После страшной аварии, случившейся почти пять лет назад, актер хоть и вынужден был оставить профессию, но продолжает жить полноценно, настолько, насколько позволяет его здоровье. Николай Петрович поддерживает хорошую физическую форму, ведет публичную жизнь и пишет книги. И всегда рядом с ним его супруга актриса Людмила Поргина.

«Я больше всех знаю, каков труд Людмилы Поргиной»


Накануне юбилея актера мы поговорили с одним из его близких друзей, который остался предан Караченцову и после аварии, художественным руководителем театра «Русская антреприза» им. А. Миронова народным артистом России Рудольфом Фурмановым.

— В моих театральных романах «Жизнь сумасшедшего антрепренера» и «Неугомонный» много места занимают главы, посвященные Николаю Петровичу Караченцову и Людмиле Поргиной. Это близкие, родные для меня люди.

— Часто ли удается вам встречаться, ведь Николай Петрович болен?

— Раз в три месяца приезжают они в Петербург и останавливаются у меня дома. Николай Петрович, несмотря на свое тяжелое состояние, рвется в Питер, здесь он ходит в церковь на Конюшенной, в которой отпевали Пушкина, чтобы повидаться с отцом Константином, который там служит. Это бывший актер Константин Смирнов, однокурсник Караченцова, он ушел в религию, но их дружба сохранилась до нынешнего дня. Отец Константин молится о здравии Николая Петровича, а Караченцов раз пять в году неизменно приезжает в наш город, чтобы увидеться с ним и со мной. Когда я приезжаю в Москву, то всегда живу у Караченцова и Поргиной. Все праздники мы проводим вместе. Например, в последнее Крещение мы были у меня на даче, там пошли на церковное озеро, и как положено, я окунался с головой три раза. А Коля стоял на берегу и курил, и было видно, что он — человек спортивный и ему очень хочется тоже нырнуть со мной, но из-за своего здоровья он не мог это сделать.

— Давно длится ваша дружба?

— Я дружу с Караченцовым уже тридцать пять лет, нас познакомил Евгений Леонов, когда они вместе снимались в фильме «Старший сын». Коля тогда еще только начинал свой путь в кино, но уже было понятно, что это очень интересный человек, обладающий незаурядным дарованием. У него уже тогда сложился собственный стиль поведения на экране и в жизни. С тех пор мы дружим семьями. Тогда моему сыну было 6 лет, и до сих пор Николай Петрович следит за судьбой Влада (Влад Фурман — кинорежиссер. — Прим. авт.). Недавно мне позвонила Людмила и сказала, что он посмотрел фильм моего сына «Террористка Иванова», который недавно прошел по телевидению, и что ему очень понравилась работа Влада, Николай Петрович благодарил его.

— Каково сейчас самочувствие Николая Петровича?


— Сейчас много разговоров о том, что Поргина таскает своего мужа везде, показывает его и создает пиар, но это ерунда. Когда они живут у меня дома,

я-то вижу, как ей тяжело, ведь он действительно очень больной человек. Но она заботится о нем самоотверженно, и ей это в радость. Я больше всех знаю, каков труд Людмилы Поргиной. Многие говорят, что Караченцов ничего не понимает, но это не так, он все понимает, чувствует и мыслит, ему говорить трудно, но он прекрасно пишет. Когда он бывает в Петербурге, то всегда приходит к нам в театр, в «Русскую антрепризу» им. А. Миронова, где до болезни он играл спектакль. Он смотрит все наши премьеры, даже длинные спектакли, которые идут более трех часов. Когда Николай Петрович заходит в зал, то зрители, конечно, его узнают и устраивают овации. А полтора месяца назад, когда он гостил у нас, после спектакля актеры вытащили его на сцену, и весь зал аплодировал стоя. И ему это было очень приятно, потому что он же артист и ему очень не хватает зрителей и сцены. Сейчас я еду в Москву на празднование юбилея, которое Людмила Поргина устраивает в Театре Эстрады. Там будут и петербургские актеры Михаил Боярский и Сергей Мигицко. И я с двумя актрисами из Молодежного театра — Юлией Шубаревой и Еленой Мартыненко приготовил небольшой номер. Николай Петрович — очень близкий мой друг, и нашей дружбе ничто не может помешать.

ОТ РЕДАКЦИИ. Поздравляем замечательного актера с юбилеем и желаем ему мужества в преодолении болезни и любви близких и поклонников.

Досье

Николай Петрович Караченцов родился 27 октября 1944 года в Москве. В 1967 году окончил школу-студию МХАТ и пришел в Московский театр имени Ленинского комсомола («ленком»). Здесь сыграл множество прекрасных ролей, из которых самой выдающейся стала роль графа Резанова в рок-опере «Юнона» и «Авось». В кино начал сниматься с 1967 года, первые фильмы — «Штрихи к портрету», «И снова май». Популярность актеру принесли фильмы «Старший сын», «Приключения Электроника», «Остров сокровищ», «Собака на сене», «Благочестивая Марта», «Белые Росы», «Дом, который построил Свифт», «Батальоны просят огня».

↑ Наверх