Он вернул городу Александринку
Сегодня художественный руководитель Александринского театра, режиссер, народный артист России Валерий Фокин отмечает свой 65-летний юбилей
Сегодня художественный руководитель Александринского театра, режиссер, народный артист России Валерий Фокин отмечает свой 65-летний юбилей
В нашем городе и в Александринке Фокин появился семь лет назад, и за эти годы он стал, пожалуй, самым авторитетным человеком в петербургском театральном пространстве, совершив в театре настоящую революцию. Об этом нам рассказала драматург, театральный критик, обозреватель премьер Александринского театра Наталья Скороход:
— Валерий Фокин, конечно же, принципиальная фигура для российской режиссуры, в эстетическом смысле это, безусловно, тяжеловес. Кроме того, среди наших отечественных тяжеловесов Фокин — отнюдь не музейный экспонат, а чрезвычайно созвучный времени режиссер. Но, чтобы не быть «юбилейно-сладкой», скажу, что к режиссуре Фокина в Питере относятся всяко: кому-то она кажется слишком формальной и холодной, другим — недостаточно внятной и «неприлично» эффектной. Однако ни у кого не вызывает сомнений, что он вернул городу Александринский театр. Уже через год после прихода Валерия Фокина стало ясно, что в «старинном многоярусном театре» развивается новорожденный театральный организм. Кстати, дряхлый Театр им. Пушкина давно уж пребывал в коме, Фокин просто отключил его от жизнеобеспечения. И создал новый — совершенно непривычный для нашей территории театр. Я бы сказала, что это режиссерский театр без режиссерской эстетической диктатуры: театр, под крышей которого в ансамбле сосуществуют различные режиссерские имена. В какой-то степени это — подхваченная традиция старого императорского Александринского театра. Короче говоря, с чисто московской, а пожалуй, даже и с американской энергией Фокин показал urbi et orbi, что в самые сжатые сроки, конечно, при наличии соответствующего финансирования, — можно построить отличнейший театр.
Народный артист России Виктор Смирнов:
— Фокин — современный, мыслящий режиссер. Он всегда очень хорошо знает материал, над которым работает, никогда не берет то, что попадется под руку, а сознательно выбирает те пьесы, которые составляют основное направление репертуарной политики нашего театра. Он делает театр, который должен сегодня существовать для нормального зрителя, чтобы люди в зале не ели попкорн, как на посредственном американском фильме, а думали, сопереживали, трудились. Чтобы спектакль не забывался мгновенно, как только выйдешь из театра, а оставался в душе, в сердце. Кого-то театр Фокина раздражает, кто-то от него в восторге, но Валерий Владимирович никогда не идет на поводу у зрителей, он не хочет развлекать, к нему на спектакль идешь, чтобы понять что-то о жизни.
Подготовила Виктория Аминова, фото Натальи ЧАЙКИ