Газета выходит с октября 1917 года Friday 10 января 2025

Он всегда хотел как лучше

Россия простилась с Виктором Черномырдиным, скончавшимся после тяжелой болезни в возрасте 72 лет

 

Теперь уже можно сказать, что вместе с ним ушла и ельцинская эпоха, в которой он был настоящим политическим тяжеловесом. Виктор Степанович относительно рано пришел в политику — поработав в различных партийных органах (пять лет был инструктором тяжелой промышленности ЦК), он в 44 года стал замминистра газовой промышленности, а затем самым молодым министром — с 1985 по 1989 год он возглавляет Министерство газовой промышленности СССР, параллельно работая депутатом Верховного Совета СССР. Потом стоял у истоков создания «Газпрома» (был председателем правления) — именно Виктор Степанович ратовал за то, чтобы газовый концерн не был приватизирован, а оставался естественной монополией, был зампредседателя правительства России по топливно-энергетическому комплексу. Как он сам любил пошутить об этом: «вся моя жизнь прошла в обстановке нефти и газа». А с 1992 по 1998 год возглавлял российское правительство, приняв бразды правления от Егора Гайдара. Черномырдин тогда скажет президенту Ельцину: «Не знаю, будет ли лучше, но хуже — точно нет. Потому что хуже некуда...»
Судьба каждый год преподносила ему ряд тяжелейших испытаний — при нем происходил расстрел Белого дома в 93-м, первая чеченская война — в 94-м, в 95-м случился Буденновск…
Ради того чтобы не было «большой крови» весной 1999 года, во время бомбардировок НАТО на Балканах, Черномырдин в качестве спецпредставителя президента отправляется в Югославию — он еле-еле уговорит Слободана Милошевича (иногда не в силах удержаться от мата!) вывести войска из Косова, чтобы прекратить бомбардировки. За свою миротворческую миссию он был номинирован на Нобелевскую премию мира. И хотя престижную премию он так и не получил, зато написал книгу «Вызов», где подробно рассказал о балканском кризисе.
С приходом на пост главы государства Владимира Путина изменилась и политическая судьба Виктора Черномырдина — в мае 2001 года его назначили послом на Украину, и он быстро стал наращивать товарооборот с «нэзалэжной».
Виктор Степанович был своим и для элиты, и для простого народа — он мог запросто сыграть на баяне и спеть «Розпрягайте, хлопци, коней» — даром, что ли, был из рода потомственных казаков…
В последнее время Виктор Степанович плохо себя чувствовал, особенно после того, как в марте ушла из жизни его супруга Валентина Федоровна, с которой он прожил почти полвека. У них остались двое сыновей, четверо внуков, правнук.
И конечно, говоря о таком ярком политике, нельзя не вспомнить его оригинальную манеру выражать свои мысли: его афоризмы — «черномырдинки» — пользовались особой популярностью в народе, за это многое прощалось политику и дипломату.



Самые популярные «черномырдинки»

 Лучше водки хуже нет!
 На любом языке я умею говорить со всеми, но этим инструментом стараюсь не пользоваться.
 Мы сегодня на таком этапе экономических реформ, что их не очень видно.
 У нас ведь беда не в том, чтобы объединиться, а в том, кто главный.
 Мы помним, когда масло было вредно. Только сказали — масла не стало. Потом на яйца нажали так, что их тоже не стало.
 Помогать правительству надо. А мы ему по рукам, все по рукам. Еще норовим не только по рукам, но еще куда-то. Как говорил Чехов.
 Мы так жить будем, что наши внуки нам завидовать будут!
 Мы хотели как лучше, а получилось как всегда...
 Мы выполнили все пункты от «А» до «Б»...
 Здесь вам не тут... Я не тот человек, который живет удовлетворениями. Для меня день прожитый — это уже история... Но пенсионную реформу делать будем. Там есть где разгуляться.
 Мы не можем никому делать ущерб себе (о продаже газа Украине).
 Я не рисую, не могу рисовать. А если нарисую, то мало не покажется.
 (на замечание одного из украинских политиков, который требовал говорить «в Украине» вместо «на Украине») «А Вам, молодой человек, я могу сказать только одно: идите в х...»
 Никогда не было, а теперь снова.
 Что говорить о Черномырдине и обо мне?

↑ Наверх