Она не жаловалась и не умоляла, но плакала и требовала
8 ноября (27 октября по старому стилю) исполнилось 145 лет со дня рождения великой актрисы Веры Федоровны Комиссаржевской. Многие деятели культуры посвятили ее памяти проникновенные строки. Но, наверно, самые точные слова нашел поэт Александр Блок ..
В январе 1910 года весть о смерти Веры Комиссаржевской в далеком Ташкенте всколыхнула всю Россию. О последних днях великой актрисы писали газеты, о ней вспоминали в театрах, салонах и даже на студенческих митингах. Многие деятели культуры посвятили ее памяти проникновенные строки. Но, наверно, самые точные слова нашел поэт Александр Блок: «Душа ее была как нежнейшая скрипка, потому что она жила в то время, когда нельзя не плакать и не требовать».
Драма в начале жизни
Вера Комиссаржевская родилась в Петербурге в семье Федора Петровича Комиссаржевского — популярнейшего лирического тенора, затем педагога.
В родительском доме бывали интересные люди — артисты, музыканты, композиторы, ставились домашние спектакли, в которых часто играла и пела Вера.
С годами талант молодой женщины стал столь очевиден, что сам знаменитый Давыдов благословил ее идти на сцену.
Сначала Вера вместе с сестрой Ольгой посещали оперный класс Общества искусства и литературы, который вел Федор Петрович Комиссаржевский. Но все же ее первая роль была драматической — в феврале 1891 года под псевдонимом Комина Вера сыграла Бетси в «Плодах просвещения» Льва Толстого. Вскоре Федор Петрович покинул оперные классы, и сценическое образование Веры на этом прекратилось. Началась трудная жизнь актрисы в российской провинции.
Путь на сцену Александринки
Первым городом на пути Веры Комиссаржевской стал Новочеркасск. «Ее игра — это сама жизнь!» — восхищаются рецензенты.
За Новочеркасском последовали Тифлис, затем — дачный театр в пригороде Петербурга Озерках и, наконец, Вильно, где Вера Комиссаржевская — прима. Ее окружают многочисленные поклонники, ей предлагают руку и сердце, но Комиссаржевская непоколебима: «Искусству... я принадлежу безвозвратно, бесповоротно, всеми помышлениями, и чувству этому не изменю никогда ни ради кого и ни ради чего — разве сама в себе получу полное разочарование». И наконец, приглашение на самую престижную сцену России — в Александринский театр. 4 апреля 1896 года Вера Комиссаржевская появляется здесь в своей коронной роли Рози в пьесе Зудермана «Бой бабочек», а в день своих именин — 17 сентября — в роли Ларисы из «Бесприданницы». Михоэлс вспоминал: «Когда Вера Федоровна — Лариса — выходила на сцену и, не произнося еще ни единого слова, прохаживалась с Карандышевым, вы уже чувствовали, что на сцене как бы появился целый новый мир». Тогда же Комиссаржевская заменила традиционный романс Глинки «Сомнение», который поет Лариса, на более подходящий по смыслу «Он говорил мне...», создав тем самым новую традицию.
Свой театр
Нина Заречная в чеховской «Чайке», Маргарита в «Фаусте», роли молодых современниц, страдающие, мятущиеся героини пьес иностранных драматургов. Репертуар Комиссаржевской обширен, после каждой премьеры — хвалебные рецензии, зал полон... Казалось бы, чего еще желать? Но Комиссаржевская пишет Чехову: «Я играю без конца, играю вещи, очень мало говорящие уму и почти ничего душе, — последняя сжимается, сохнет, и если и был там какой-нибудь родничок, то он скоро иссякнет». И постепенно приходит к мысли о собственном театре. В 1902 году Комиссаржевская покидает Александринку и уезжает на гастроли, чтобы заработать деньги. И вот 15 сентября 1904 года на Итальянской улице, 19, в театре «Пассаж» трагедией Гуцкова «Уриэль Акоста» Вера Федоровна открывает свой театр.
На сцене «Пассажа» Комиссаржевская сыграла одну из своих лучших ролей — Нору в «Кукольном доме» Генрика Ибсена. Здесь же шли остросовременные тогда пьесы Горького «Дачники» и «Дети солнца».
Зрительский успех был громадным. Комиссаржевская играет все свои коронные роли, но начинает задумываться о том, что ее театр должен иметь собственное художественное направление. Она увлекается модным тогда символизмом и идет на риск — подписывает контракт с молодым режиссером-новатором Всеволодом Мейерхольдом. Одновременно театр переезжает в новое помещение на Офицерской улице (не сохранилось).
Увы, сотрудничество великого режиссера и великой актрисы было омрачено неудачами. Фактически провалились блоков-ский «Балаганчик» и «Пелеас и Мелисанда» Мориса Метерлинка. Только метерлинков-ская же «Сестра Беатриса» пользовалась успехом у зрителей.
Пути Комиссаржевской и Мейерхольда разошлись в 1908 году.
Последние годы
Комиссаржевская много гастролировала вместе со своим театром, побывала даже в Америке, где имела громкий успех. Несмотря на это, в 1909 году Вера Федоровна решила покинуть сцену и основать театральную школу. Для этого требовались деньги. Комиссаржевская запланировала последнее турне по югу Российской империи, которое должно было дать хорошие сборы. Киев, Харьков, Одесса, Тифлис, Баку, Ашхабад, Самарканд, Ташкент...
По воспоминаниям друзей, Вера Федоровна в Ташкенте была весела, строила планы на будущее, живо интересовалась местным колоритом. Несмотря на уговоры, отправилась бродить по узким грязным улочкам старого города. Посетила восточный базар, накупила тюбетеек, пиал, чеканных изделий, попробовала острые экзотические блюда в местных лавочках. А вечером почувствовала себя плохо, но спектакль не отменила, хотя последний акт доигрывала из последних сил. Утром она уже не могла встать с постели, проявились все признаки черной оспы.
10 февраля 1910 года Веры Федоровны Комиссаржевской не стало.
Фото из архива Театра им. Комиссаржевской
Справка «ВП»
Театральный зал в «Пассаже» появился в 1848 году. Здесь в 1860-х годах устраивались лекции и литературно-драматические вечера, любительские труппы играли спектакли. В 1901 году «Пассаж» был перестроен, и театральный зал превратился в настоящий театр. После того как театр Комиссаржевской переехал на Офицерскую улицу, на сцене «Пассажа» играли разные труппы. 18 октября 1942 г., в самое суровое время блокады, спектаклем по пьесе Константина Симонова «Русские люди» в Ленинграде открылся новый театр — «Город-ской». В 1959 году театру было присвоено имя Веры Федоровны Комиссаржевской. В честь присвоения театру нового имени был поставлен спектакль по пьесе Максима Горького «Дети солнца», которая впервые игралась на сцене театра с участием великой актрисы. В архиве театра сохранились фотографии Комиссаржевской в ее самых знаменитых ролях. Некоторые из них, а также фото театрального зала после реставрации любезно предоставлены нам для публикации пресс-службой театра.
Метки: Подмостки Искусство Памятная дата Живопись
Важно: Правила перепоста материалов