Газета выходит с октября 1917 года Saturday 23 ноября 2024

Они любят цирк сильнее, чем нужно

Уже 40 лет детская студия «Ровесник» выпускает лучших циркачей мира. На сегодня «Ровесник» — сильнейший в мире детский цирк. При этом у него даже нет постоянного спонсора или помогающего детям мецената.

Корреспондент «Вечернего Петербурга» побывала на занятиях детской народно-образцовой студии «Ровесник». Они проходят ежедневно, даже в выходные дни, и, что самое необычное, — абсолютно бесплатны. На сегодня «Ровесник» — сильнейший в мире детский цирк. При этом у него даже нет постоянного спонсора или помогающего детям мецената.

Не прогибайся и подними нос

Цирк «Ровесник» в конце 60-х годов основала Галина Быстрова. Сегодня она заслуженный работник культуры РФ, а ее выпускники — победители всех возможных цирковых конкурсов и олимпиад. Галина Петровна так и остается художественным руководителем студии. Разрабатывает программы для учеников, набирает преподавателей, договаривается о помещениях и выступлениях. Рассказывая корреспонденту «Вечернего Петербурга» о программах детского цирка, не выдерживает и подбегает к девочкам лет семи, выполняющим неподалеку упражнения: «Не прогибайтесь и носы поднимите!» Поясняет: «Новенькие...»

Система обучения, по которой работают с детьми в «Ровеснике», до сих пор считается уникальной в мире. Ученики приходят сюда в 6 лет, а уходят в 17. Первые пять лет учатся по общей программе, а потом переходят на индивидуальную. Номера ставятся для каждого — с учетом его возраста, физических данных и даже психологии. При этом в цирковой студии представлены все жанры: акробатика, воздушная гимнастика (канат, полотна, ремни, петли), жонглирование (парное, групповое, сольное), дрессировка животных, фокусы, эквилибристика, моноциклы, клоунада и пантомима.

Но самое главное — дети ходят на занятия каждый день, и не только в будни после школы, но часто и в выходные. Здесь только хореография преподается три раза в неделю как один из важнейших предметов. «Уроки... ночью делаю», — смущенно признается второклассница Аня.


Номера ставятся в расчете на каждого, с учетом индивидуальности.


В тесноте, да не в обиде

За сорок лет работы студия не раз сменила место «дислокации». Сначала это был ДК имени Первой пятилетки, где студийцы провели почти 30 лет, потом дворцы культуры. Некоторые занятия до сих пор проходят в доме детского творчества «У Вознесенского моста». После многолетних переговоров, которые велись с 1999 года, студию взял к себе Цирк на Фонтанке. Правда, проблему помещений это не решило. Дети, а их порой собирается до 50 человек, занимаются практически в одном зале.

— Мы участвуем в международной молодежной программе по обмену опытом, и в ее рамках давали свои мастер-классы немецкому детскому цирковому коллективу «Giovanni», — рассказывает Галина Быстрова. — Потом студия из Ганновера приехала с ответным визитом к нам. Когда их руководитель увидел наши помещения, его глаза сделались похожими на две тарелки. Сначала он думал, что я шучу, и сейчас мы вместе поднимемся куда-то наверх, где и будет находиться студия... Впрочем, мы искренне рады и тому, что есть. 


Этот сложнейший номер с кубом Лиза репетирует на скользком линолеуме.


Помогают только родители

Участие учеников «Ровесника» в зарубежных фестивалях и программах по обмену всегда оплачивает пригласившая страна. В России за все время существования коллектив ни разу не получил никакой серьезной поддержки от городской администрации, а участвовать в олимпиадах и выступлениях ребятам предлагают за свой счет.

Родители учеников сами организовывают поездки на выступления, оплачивают наряды и инвентарь. Реквизит в цирке — вещь особая. Это всегда сложнейшие конструкции, которые делаются с учетом специальных технических требований, особенно если на них, к примеру, предстоит поднимать семилетнего ребенка на высоту 10 метров.

«Родителям говорим: отдали своих чад в цирк — все, выращивайте новых!» — такой немножко черный юмор у тренеров. На самом же деле за 40-летнюю историю существования студии ни один ее ученик ни разу не получил травмы.

Вместе и зимой и летом

Когда-то сюда привела своего пятилетнего ребенка и Елена Логвинова. Теперь она — один из основных тренеров. Проводит с детьми каждый вечер, а дома ждут свои — родные и приемные, и даже внуки, и на всех ей хватает времени. Летом Елена снимает дачу, а рядом — еще десяток семей ее учеников. Так дети и проводят все лето «без отрыва от производства», и к сентябрю уже подготовлены так, будто занимались с пеленок.

— Мой секрет как тренера прост, — говорит Елена Логвинова. — Нужно быть уверенной в своих учениках — и они не ошибутся и все у них получится.

На вопрос о профессиональных мечтах Елена Георгиевна задумывается, а потом отвечает: «Да разве что золото в Монте-Карло, остальное-то все уже есть».

У народно-образцового цирка есть награды молодежных фестивалей циркового искусства: российских — «Золотой круг манежа» и «Восходящая звезда», международных — в Юрмале и в Риге, «Парад «Алле», Европейского молодежного фестиваля и даже Дельфийских игр.

Цирк регулярно приглашают в СКК, ДС «Юбилейный», «Гигант-холл», БКЗ «Октябрьский», Мюзик-холл, Ледовый дворец.

Звезды зажигаются

В «Ровеснике» уже сменилось не одно поколение ровесников. В каждом — свои звездочки. Вот, например, семнадцатилетняя Светлана Родионова получила серебро на последних Дельфийских играх. Ее номер в воздухе завораживает. Света настолько профессионально и легко выполняет сложные па на разноцветных веревках, что даже не страшно за нее.

— Учусь в Банковском институте, и даже все получается совмещать, — говорит корреспонденту «Вечернего Петербурга» Света. — Не знаю пока, чем буду заниматься в итоге. Цирк люблю, но боюсь, что здесь не получится зарабатывать себе на жизнь.

Те же опасения и у жонглера Антона Лазового. Правда, он уже окончательно решил связать жизнь с цирком (даже во время интервью не может оторваться от жонглирования) и нашел выход — переезд за границу, в Германию или Францию, где циркачам и платят больше, и возможности для творческой реализации предоставляют. А пока Антон учится на втором курсе Цирковой академии. Поступил туда, преодолев конкурс примерно 10 человек на место, и считает, что обучение в «Ровеснике» сыграло тут ключевую роль.

А вот у Лизы Резниченко все карьерные успехи еще впереди. Она школьница, сейчас тренирует индивидуальный номер с кубом. Правда, диск с музыкой для номера у нее так и не нашелся, да и среди свободных помещений оказалось только одно, со скользким линолеумом. Идея номера — желание девушки уйти от затягивающего и ограничивающего пространства. Когда Лиза замирает на одной перекладине, все наблюдающие с ужасом перестают дышать, видя скользкий линолеум и шаткий железный куб на нем. Уловив испуганные взгляды, Галина Быстрова улыбается: «Да, чтобы так работать, нужно очень сильно любить цирк, но мы любим его еще сильнее, чем нужно».

Прямая печь

Главный администратор Большого государственного Санкт-Петербургского цирка на Фонтанке Александр Жуков:

— Мы предоставляем студии «Ровесник» помещение, причем не на условиях аренды, а бесплатно, в качестве помощи. Кроме того, предоставляем манеж, если он свободен. Понятно, что студия все равно ощущает нехватку помещений, но ту же нехватку ощущаем и мы сами. Даже действующим артистам цирка порой никак не потренироваться на манеже, он постоянно занят. Как известно, сейчас практически во всех стационарных цирках страны уже имеется два манежа, и только у Цирка на Фонтанке — с его 130-летней историей — манеж до сих пор всего один. Лучшим выпускникам «Ровесника» Цирк на Фонтанке даже дает «путевку в жизнь». Так, братья Поярковы недавно заключили долгосрочный контракт и уехали в цирк США. Официально детский цирк «Ровесник» принадлежит дому детского творчества «У Вознесенского моста», там этой детской студии вообще оказывают неоценимую помощь, там некоторым из преподавателей платят зарплату, там же проходит ряд важных занятий студии.

Директор дома детского творчества «У Вознесенского моста» Этель Музиль:

— К сожалению, ДК имени Первой пятилетки закрыли, а там у ребят были отличные тренировочные залы, просторные, удобные. Я хотела сразу же взять «Ровесник» в наш дом детского творчества. Останавливала только нехватка помещений. Как только появились хоть какие-то свободные классы, студия переехала к нам. Я горжусь тем, что этот детский народный цирк тренируется именно на базе нашего дворца культуры. Ребята постоянно получают новые награды, приглашения на выступления, ездят на гастроли по стране и за границу. Их также очень любит и по возможности поддерживает Цирк на Фонтанке. Так что мы делаем все, чтобы дети получали образование на высоком уровне.

Цирк на Фонтанке и дом детского творчества «У Вознесенского моста» предоставляют помещения для занятий, но не имеют возможности финансировать детский коллектив.

— Нас очень любят приглашать на выступления на крупнейших площадках города, — рассказывает корреспонденту «Вечернего Петербурга» руководитель «Ровесника» Галина Быстрова. — И при этом все время предлагают делать это бесплатно. Мол, детям деньги не нужны. Иногда соглашаемся на такие условия, иногда — нет. Работаем не ради денег, а ради цирка. Я вообще уже на пенсии. На нее и живу.

Под руководством заслуженного работника культуры РФ Галины Быстровой студия существует уже сорок лет. Некоторые ее выпускники идут работать в Цирк на Фонтанке, но все же большинство уезжает за рубеж: там и гонорары выше, и признание, и уважение.

Ирина ПАНКРАТОВА, фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх