Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 31 декабря 2024

Оптимист, играющий в пессимизм

До 20 сентября в Большом выставочном зале Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме проходит выставка «Отар Иоселиани. Фотографии. Рисунки. Тексты».

До 20 сентября в Большом выставочном зале Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме проходит выставка «Отар Иоселиани. Фотографии. Рисунки. Тексты».

Идея выставки принадлежит известному фотографу Юрию Росту, и приурочена она к 75-летию режиссера. До того как приехать в Петербург, выставка прошла с огромным успехом в московской галерее «Дом Нащокина». У этой галереи — специализация: творчество деятелей культуры, уехавших из страны и живущих за рубежом. Режиссер с мировым именем Отар Иоселиани как раз вписывается в тему: после того как его фильм «Пастораль», получивший приз ФИПРЕССИ на Берлинском фестивале, положили на полку, режиссер покинул СССР и живет и работает во Франции. Сам Отар Давидович говорил об этом так: «Слава богу, что выгнали. Слава богу, что я поехал во Францию и снял то же самое, что мог снять в Грузии. Руки на этом не нагрел и подтвердил для самого себя, что везде одно и то же. Никакой разницы в методах работы в Грузии и во Франции или в России нет. В основном все зависит от того, кто руководит процессом, а еще от того, по каким критериям вы набираете себе сотрудников».

В галерее «Дом Нащокина» обычно выставляются художники. Московский дизайнер Дмитрий Зароков рассказал на церемонии открытия, что идея Юрия Роста поначалу казалась невоплотимой: Иоселиани — не художник, а режиссер, что же выставлять? Но выяснилось, что Отар Давидович — один из немногих нынче режиссеров, которые в процессе работы над фильмом много рисуют: раскадровки Иоселиани — по сути отдельные фильмы. Правда, в Москве рисунки режиссера сплошь покрывали стену четыре на шесть метров, а в Питере экспозиция поскромнее, рисунков не так уж много.

Центральное место в экспозиции занимают увеличенные старинные фотографии из архива режиссера. Иоселиани объясняет, что, глядя на старые фотографии, он придумывает и продумывает будущие фильмы. Неудивительно, ведь главная тема его кино — что мы теряем по ходу нашей жизни и по ходу истории.

Наверное, во всем цивилизованном мире знают имя его гражданина Отара Иоселиани. На выставке — фотографии с самыми известными людьми с краткими комментариями режиссера. Например, снимок с покойным папой римским Иоанном Павлом II: «Он спросил меня: «На каком языке мы будем с вами говорить — на французском, итальянском, русском?» Я ответил: «На каком вам угодно, ведь важно, не на каком языке, а о чем мы будем говорить». Потом мы выпили с ним водки уже тет-а-тет». А на фотографии, где Иоселиани вместе с Феллини, мэтры мирового кино радостно и несолидно трутся носами, как принято у полинезийцев. Есть забавная фотосессия с Каннского фестиваля, где режиссер, дурачась, позирует с девушками-фотомоделями: кто еще в такой ситуации умудрился бы не выглядеть нелепо? У Иоселиани получается… Наверное, он всегда выглядит органично, потому что никогда и ни к чему не приспосабливался: «Моей целью было сделать читаемой мысль, которую я хочу передать зрителю, думающему так же, как я».

В одном из интервью, формулируя суть своего творчества, режиссер сказал: «Я оптимист, играющий в пессимизм, употребляющий как метод игру в пессимизм».

Во время работы выставки будут демонстрироваться фильмы, снятые Отаром Иоселиани, а также фильмы о нем самом.

Татьяна КИРИЛЛИНА

↑ Наверх