Газета выходит с октября 1917 года Saturday 11 января 2025

ОСАГО для животных

Декада зоосферы в Петербурге, а если быть точнее, анималистическая выставка «ZooКультУра-2010», полноправным партнером которой была газета «Вечерний Петербург», закончилась. Подводим итоги.

Декада зоосферы в Петербурге, а если быть точнее, анималистическая выставка «ZooКультУра-2010», полноправным партнером которой была газета «Вечерний Петербург», закончилась. Подводим итоги.

В рамках этого культурного события прошли художественные мастер-классы по анималистике среди детей и взрослых, а также целая серия научно, общественно и социально значимых мероприятий — круглые столы и конференции. Мы не оговорились. Именно конференции в рамках выставки, а не выставка в рамках конференции, как это обычно бывает. Именно на культуру уповают организаторы выставки в воспитании внимательного отношения к животным как у детей, так и у взрослых. Ведь после рассказов Сетона-Томпсона, книг Даррелла и Кусто миллионы людей не только узнавали, что такое животный мир, но и выбирали свои профессии — зоолога, ветеринара, океанолога.

 


Поэтому второе мероприятие, проведенное нашей газетой, также прошло в культурной среде. Конференц-зал Балтийского информационного агентства был украшен живописью и графикой петербургских художников-анималистов Александра и Елены Сучковых, а также Марины Бусаревой. На нашем круглом столе обсуждался факт, достойный внимания не только местных, но и федеральных законодателей, — московские власти отказались от стерилизации бездомных собак и возложили решение вопроса уменьшения численности бродячих животных на плечи приютов.

В Петербурге уже пять лет упор делают именно на стерилизацию. Почему в столице приняли такое решение? На этот вопрос мы и хотели найти ответ с помощью приглашенных нами специалистов.

Удочка и приманка

Специалист по бродячим животным, по стратегии и методам решения проблем бездомных собак и кошек в городах, биолог Владимир Рыбалко (он специально приехал к нам на беседу из Петрозаводска. Отметим, что не только в Петербурге, но и на всем Северо-Западе нет специалиста его уровня):

 

 


— Бездомные собаки в России являются выброшенными или потерявшимися владельческими собаками (я буду здесь говорить о собаках) либо потомками владельческих собак. И именно неурегулированность ситуации с огромной владельческой частью популяции ведет к тому, что из нее все время идет отток на улицу.

Программа стерилизации, иначе отлов — стерилизация — возврат (ОСВ), в Москве результатов не принесла. Количество собак увеличилось, животные стали сбиваться в стаи. Дело дошло даже до гибели людей от нападения собак. ОСВ работает на уменьшение, только если на определенном участке с свободно скрещивающейся популяцией собак достигнут порог эффективности. То есть когда количество стерилизованных самок превышает 75 — 80 процентов. Добиться же этого можно только в изолированных анклавах — в пустынях, на островах. Где численность бездомных не растет извне и популяция владельческих животных под контролем. Поэтому в Москве пришлось менять стратегию. Там внедряют сеть приютов.

 

 


Генеральный директор сети ветеринарных клиник, учредитель фонда помощи бездомным животным «Друзья человека» Татьяна Капакли:

— Наш фонд создан на базе ветеринарных клиник. Можно даже сказать, что мы были вынуждены зарегистрировать фонд. Ведь сколько работают наши клиники, столько в них подбрасывают животных. В итоге нам приходилось этих животных лечить, пристраивать и так далее. Что же касается системы, то изобретать ничего не надо. Государство должно одним давать удочку, а другим — приманку. Так во всех странах.

Стерилизовать надо домашних

В. Р.: — Да, вы правы. В Америке больше 60 процентов владельческих собак и более 80 процентов владельческих кошек стерилизованы. Как это сделано? Владельцы животных платят государству налог. Если животное стерилизовано, этот налог намного ниже.

 

 


Председатель правления Санкт-Петербургской общественной организации по спасению безнадзорных животных «Служба помощи кошкам», старший специалист департамента Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу, биолог-эколог Александра Барышева:

— С кошками у нас в Петербурге катастрофа. Мало кто может представить, но нам ежедневно поступает не менее сотни звонков от владельцев, которые хотят избавиться от своих кошек. Мы берем котят у нормальных людей. Нам дают пожертвования. Мы пристраиваем котят в хорошие руки. А деньги тратим на спасение кошек и стерилизацию. К сожалению, это очень маленькая сумма. Но крутимся.

Где взять деньги?

 

 


Ветеринарный врач, директор департамента Коллегии финансовых и страховых консультантов Юрий Щепановский:

— Моя основная идея: законодательно ввести для животных аналоги ОМС и ОСАГО. Это решит очень много проблем. Что же касается бездомных собак и кошек, то два года назад мы вводили с одной компанией систему страхования животных, на нас первыми, как ни странно, вышли приюты. В данном случае «Елизаровский». Мы сразу столкнулись с одной проблемой. Как оценить животных, которые находятся в приюте, кому они принадлежат?

Здесь нужен нормативный акт петербургских властей, по которому все безнадзорные животные станут собственностью города. Пишем цену, которую установит город, например тысячу рублей. Город может перепоручить животное приюту по договору. Тогда ответственность за это животное уже несет приют. Он должен беречь это имущество — соблюдать ветеринарные, санитарные правила, делать прививки, лечить, чипировать. Сразу же решается проблема со страхованием. Сразу же решаются другие проблемы, например с коробочниками. Которые, получается, пользуются государственным имуществом и зарабатывают на нем деньги.

Конечно, не все так однозначно. Нужно обсуждение. Юридическая и общественная экспертиза. Нужна пропаганда. Поддержка общественных организаций.

 

 


Доцент Санкт-Петербургского государственного аграрного университета, начальник отдела  по связям с общественностью Государственной ветеринарной службы Петербурга Евгений Карпов:

— Главная проблема общественных организаций — денежные средства. Могу сказать, что у нас совершенно не развита система фондрайзинга (привлечения средств для некоммерческих проектов). Ему надо учиться. И не на трехмесячных курсах, а год, два и даже три.

А в России что получается? Центры расхода у общественных организаций есть. Например, приюты. Одни траты. Но все говорят: давайте создавать приюты. И только специалист по фондрайзингу скажет: сначала нужно создать фонд, который будет аккумулировать средства для содержания приютов. После создания такой доходособирающей организации надо понять, сколько приютов она сможет содержать. И только после этого можно создавать приюты.

Но перед этим встанет проблема недоверия. Люди начнут думать, кто это и кому собирает деньги? И решат, что все жулики. И в общественных организациях, и в приютах.

Т. К.: — Да, это правда. Зато настоящим жуликам — коробочникам и другим мелким вымогателям — у нас подают с радостью.

В. К.: — Так к этому я и веду. Сейчас чиновникам совместно с общественными организациями, совместно с прессой нужна кампания, в ходе которой мы объясним: не надо подавать коробочникам, есть современные и цивилизованные способы помощи безнадзорным животным!

Фото Натальи ЧАЙКИ

 

 
По итогам круглого стола газета «Вечерний Петербург» и Управление ветеринарии Санкт-Петербурга пришли к идее объявить конкурс агитационного плаката, лучшие плакаты будут выбраны для социальной рекламы. Подробности — в ближайших номерах «ВП».

↑ Наверх