Осенний марафон
По традиции в начале осени в Петербурге показывает спектакли «Ленком» Марка Захарова. Гастроли начнутся 4 сентября спектаклем «Вишневый сад». Все показы пройдут в ДК «Выборгский».
По традиции в начале осени в Петербурге показывает спектакли «Ленком» Марка Захарова. Гастроли начнутся 4 сентября спектаклем «Вишневый сад». Все показы пройдут в ДК «Выборгский».
Несмотря на череду трагических уходов, постигших этот самый звездный, самый яркий и самый демократичный (в последнее время, увы, уже не в плане цен, а в плане только сценического языка) театр страны, он держится на плаву и даже не сбивается с курса. Со смертью Григория Горина — написавшего для Марка Захарова и в соавторстве с ним свои лучшие тексты, — художественный руководитель «Ленкома» сам взялся за перо. Но не ради оригинальных сочинений — сочиняет он исключительно на языке театра, в традиционном для него стиле фантастического реализма. А ради диалога с классиками.
Сначала возникла «Женитьба» с роскошными репликами свахи в площадном, балаганном стиле, и, как положено, не в бровь, а в глаз. Придумывались они именно под Инну Чурикову — и надо слышать, как она их произносит. Что до сюжета, то в нем изрядно прибавилось мистики: самозваный сват Кочкарев превратился в натурального черта — героя репетировал и однажды (уже перед самой смертью) сыграл Александр Абдулов, теперь на его место заступил Дмитрий Певцов. А нынче, когда Певцов выходит на сцену в роли, что играл Олег Янковский, — туповатого, сентиментального и бесконечно обаятельного отставного моряка Жевакина, — Кочкарева поручили Ивану Агапову. Но концепция работает при любом кастинге, потому что точна сама идея: не обходится в России ни одно благородное начинание без чертовщины, иначе не объяснить сокрушительных провалов самых замечательных проектов. «Женитьбу» можно увидеть 9, 10, 12 и 13 сентября.
Что до «Вишневого сада» (4, 5 и 6 сентября), то это, на мой взгляд, самый современный и в то же время самый человечный спектакль «Ленкома» последних лет. Это сочувственный (хоть и не без фирменной захаровской иронии) взгляд режиссера на «поколение 80-х годов». Самое любопытное, что Захарову даже не пришлось переписывать текст для беспомощного демагога Гаева — Чехов тоже подтрунивал над «героями» 80-х годов, только XIX века. Чеховские люди, по мнению Захарова, есть в любую эпоху: это люди, со всем своим интеллигентским пафосом поклоняющиеся красоте, но не способные ее защитить. Зато испытывающие по поводу своей слабости такое сильное чувство вины, что упреки в их адрес застывают на устах. Но главное, что сделал Захаров, — он убыстрил до современных скоростей медленнотекущее чеховское время: спектакль укладывается в два часа, не теряя ни одной сюжетной линии пьесы. Наоборот, иные линии невероятно содержательны и глубоки. Например, линия Фирса — Леонида Броневого, с убийственным сарказмом комментирующего поступки господ. А Лопахин и вовсе выведен юнцом со взором горящим, но и, несомненно, с экономическим дипломом в кармане, он влюблен в Раневскую с пылом подростка, но и с его же жестокостью. Лопахина играет Антон Шагин, проснувшийся знаменитым наутро после выхода в широкий прокат «Стиляг» Валерия Тодоровского.
В известном всей России спектакле «Tout paye, или Все оплачено» (18 и 19 сентября) эстонского режиссера Эльмо Нюганена на сцену вместо Янковского выходит Андрей Соколов.
Ну и разумеется, покажут «Юнону» и «Авось» (15, 16 и 17 сентября). Дмитрий Певцов, сменивший Николая Петровича Караченцова в роли дипломата графа Николая Петровича Резанова, теперь играет в очередь с Виктором Раковым. Дочерей губернатора Сан-Франциско тоже две — кто-то из зрителей, пришедших на этот главный и старейший ленкомовский хит, увидит Кончитой Аллу Юганову, кто-то — Александру Волкову.