Остановитесь на хлопушках!
В среду вечером губернатор Северной столицы Валентина Матвиенко подписала постановление правительства Петербурга «Об установлении особого противопожарного режима». Оно начинает действовать на территории города с 14 декабря.
В среду вечером губернатор Северной столицы Валентина Матвиенко подписала постановление правительства Петербурга «Об установлении особого противопожарного режима». Оно начинает действовать на территории города с 14 декабря. В ближайшие дни постановление будет опубликовано и вступит в силу. Корреспондент «ВП» выяснил, зачем вообще нужны подобные документы. Неужели не хватает существующих Правил пожарной безопасности? Оказывается, не хватает.
После трагедии в Перми чиновники практически всех регионов обратили внимание на пиротехнику. А губернатор Петербурга Валентина Матвиенко подготовила временное постановление (до появления соответствующего закона), запрещающее применять пиротехнические изделия и огневые эффекты в зданиях при проведении праздничных и иных массовых мероприятий без согласования с ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу.
Казалось бы, ни один нормальный человек не будет дома запускать пищалки, ракеты и прочие огненные «стрелялки». Однако, как рассказал корреспонденту «ВП» заместитель начальника Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу Олег Лахин, таких ненормальных у нас хватает:
— Ежегодные праздники с завидным упорством наполняют реанимации ожоговых центров все новыми пострадавшими. До сих пор у нас были связаны руки. Дело в том, что законодательная база более инертна, чем рынок развлечений. Поэтому во всех инструкциях, действующих с советских времен, регламентировано обращение только с бенгальскими огнями и хлопушками. Новшества, доступные всем и каждому, не регламентированы никак! Противопожарную безопасность курирует Госпожнадзор, и в этом году было проведено более 5 тысяч плановых проверок, по ним в суды были отправлены 404 иска, 314 из которых были удовлетворены.
Кстати, именно то, что у Госпожнадзора отобрали «карающие» функции, значительно усугубило ситуацию. В Перми, например, пожарные дважды находили нарушения в клубе «Хромая лошадь». Но сами применять санкции они не могли и передавали материалы в суд, который наказал ночной клуб... штрафами. Сначала в 1800 рублей, а потом в 2000 рублей. Хотя мог применить и более серьезные санкции, вплоть до приостановления деятельности предприятия. Что в данном случае помогло бы избежать трагедии.
Сами инспекторы говорят, что скорее всего судьи до конца не могут осознать все последствия нарушения Правил пожарной безопасности. Подобная ситуация сложилась в Василеостровском районе Петербурга. Там за три года федеральный суд не вынес ни одного положительного для пожарных решения.
Как обращаться с фейерверками, чтобы они не стали смертельно опасными, нам подробно расскажут нормативы и правила.
Как рассказал главный пожарный инспектор Василеостровского района Василий Лобан, это — единственный проблемный в городе район:
— Мне бизнесмены, к которым у нас возникают претензии, лично говорят, что они в суде все решат в свою пользу. А ведь речь идет и о нарушениях противопожарной безопасности в магазине пиротехники, расположенном в жилом доме и не оборудованном в соответствии с его степенью опасности. Мы требуем приостановить деятельность, а судья назначает штраф в 10 тысяч рублей, объясняя прямо на заседании, что предпринимателю нужно снисхождение, поскольку он имеет благодарности от районной администрации. А ведь мы и без суда сами можем назначить штраф в 20 тысяч рублей. И если бы хотели обойтись штрафом, то не пошли бы в суд. У нас не только помещения магазина пиротехники опасны в случае пожара, а еще Детская инфекционная больница, офисные центры, государственные учреждения. Но суды «входят в положение»: бизнес надо поддерживать, бюджетные организации вечно недофинансируются... Но тогда надо вместе собираться и решать, что делать. А на такой контакт никто не идет.
Начальник отдела прокуратуры Петербурга Владимир Мельник пояснил:
— Мы ждем вступления в силу нового постановления и подробностей. Там должно быть расписано, в каких местах можно запускать петарды, в каких нельзя, условия организации фейерверка, салюта. А также условия хранения пиротехники и много других конкретных факторов, опираясь на которые мы сможем привлекать нарушителей не к копеечным штрафам, а к реальной ответственности.
Заместитель начальника ГУ МЧС по СПб Олег Лахин все-таки надеется, что последние события помогут снять недопонимание между надзорными и судебными органами. Тем более что, по его словам, инициированные сейчас внеплановые проверки будут проводиться совместно с прокуратурой, которая в случае чего поможет инспекторам сформулировать претензии так, чтобы судьи к ним прислушались. Олег Лахин уточнил:
— В части противопожарной безопасности это постановление отсылает к распоряжению губернатора «О порядке проведения праздничных мероприятий» от 14.07.97. Завтра все силовые структуры соберутся в комитете по вопросам законности и правопорядка, чтобы свести все нормативные акты воедино.
В одном из ближайших номеров мы подробно расскажем о том, как отныне петербуржцам обращаться с фейерверками.
Фото Натальи Чайки
Комментарии
Руководитель отдела термических поражений НИИ скорой помощи им. И. И. Джанелидзе Константин Крылов:
— Сейчас очень важно говорить на эту тему. Приближается Новый год. А в эти праздничные дни наш ожоговый центр буквально наполняется снегурочками... да, еще лешими, мишками и зайчиками... но снегурочки больше всех страдают. Понятно, пышное платье на вате, а вокруг что-нибудь хлопает да еще на елке что-нибудь сверкает.
К нам из Перми доставили 18 человек в ужаснейшем состоянии — у них обожжены легкие, многим придется наращивать до 80 процентов кожи. Я такое видел, только когда служил в Афганистане. НИИ Джанелидзе такого еще не видел. Привозили по пять, семь человек, но не 18 и не с такими повреждениями. Одной девочке операцию на двух руках делали 10 человек — 6 врачей, по трое на каждую руку, 2 медсестры и 2 санитарки. Троих мы спасти не смогли. Другие... я врач, боюсь загадывать... скажу так — положительная динамика есть. А сколько еще им лечиться! Хорошо, если через год мы сможем начать пластические операции!
Прошу вас, чтобы я больше не видел обугленных снегурочек, соблюдайте правила пожарной безопасности и запомните два основных правила первой помощи.
Первое. Если вы стали свидетелем того, что на ком-то загорелась одежда, надо сбить человека с ног и перекрыть доступ кислорода к месту возгорания, а проще накрыть его чем-нибудь, любым предметом. Когда будете валить кого-нибудь на землю, не смотрите, куда он упадет. Если внизу грязная лужа, это будет даже лучше.
Второе. Огонь сбит. Теперь надо спасти пострадавшему кожу — охладить участок поражения. Опять же не обращайте внимания на грязные лужи или грязный снег. С этим мы потом справимся. К ожогу надо срочно приложить что-нибудь холодное. Всего на 10 — 12 минут. Этим вы можете спасти человека от реанимации. Потому что нагретому обожженному участку достаточно 10 минут, чтобы убить те клетки, которые он еще не убил. Охладили. Все. Дальше ждите нас. И благодарностей — от нас и от спасенного.