Газета выходит с октября 1917 года Thursday 2 мая 2024

Остров Любви ждет влюбленных

Гатчинский парк встретил нас солнечными бликами сквозь листву, прохладой теней и цветением — одновременно цвело все — сирень, черемуха, цветы. До торжества открытия Павильона Венеры оставалось еще несколько часов, поэтому нам показали самые разные уголки парка.

Гатчинский парк встретил нас солнечными бликами сквозь листву, прохладой теней и цветением — одновременно цвело все — сирень, черемуха, цветы. До торжества открытия Павильона Венеры оставалось еще несколько часов, поэтому нам показали самые разные уголки парка.

Прохлада и влага подземного хода к озеру из дворца. Там у второго фонаря надо вопрошать эхо: «Кто здесь правил?» На удачно заданный вопрос (громко крикнули именно из нужной точки) можно получить далекий правильный ответ: «Павел!» — но мы кричали не очень удачно. Мы вышли к озеру, в котором бьют 17 ключей, — Серебряному озеру, из него до сих пор пьет воду почти вся Гатчина. Недалеко — восьмигранный колодец, тоже с питьевой водой. Сюда туристов не пускают — территория местного водоканала.

Анклавом Петербурга в Ленинградской области назвал Гатчинский музей-заповедник сопредседатель Общества охраны памятников Александр Марголис. С доминанты этого анклава — одной из башен дворца, Сигнальной (194 гранитные ступени, 34 метра высотой), на которую мы поднялись, открывается вид на все четыре стороны: вот собор, вот Физический институт, Чесменский обелиск, зелень, дома... Первая такая сигнальная башня была на крыше Зимнего дворца в Петербурге, Гатчинская — девятая от имперской столицы.


В этот садик выходили окна покоев Павла I.


Спуск по винтовой каменной лестнице гораздо легче, чем подъем. Наша провожатая — исполняющая обязанности главного хранителя, ландшафтный архитектор Анна Паркова ведет нас в Собственный сад, куда выходили окна личных комнат Павла I. Здесь, кстати, императорская семья устроила кладбище своих домашних любимцев — попугаев, собак, котов. Вот обелиск с надписью «Камчатка» — могила любимой лайки Александра Третьего, погибшей в катастрофе императорского поезда.

Мы идем дальше — к мягкому, заросшему зеленью провалу Восьмигранного пруда, в котором нет воды. А когда-то во дворцовых гатчинских прудах росли редкие водные растения, в Ботанических садах были разбиты гряды — там колдовали садовники и аптекари. Сейчас цветочная горка, которая возвышается среди Ботанических садов, не пестрит цветами. Все это еще в будущем — и возрождение ландшафтных красот, и ремонт ажурных мостиков. Гатчина ведь только четверть века как музей-заповедник.

В июне в парке поздними вечерами появится конная стража — казаки и милиция. До сих пор через дворцовый парк спешат с последних электричек домой с работы в Петербурге гатчинцы — проблема транзита через дворцово-парковое пространство пока не решена. Но вот обезопасить людей надо, да и порядок навести — чтоб не жгли костры, не заезжали на машинах, не мусорили и не превращали парк в распивочную. Решение о патрулировании было принято совместно администрацией города, местной милицией, казаками и руководством музея-заповедника.

Наконец пришло время отправляться ближе к острову Любви на Белом озере — все готово к торжеству открытия Павильона Венеры. Этот павильон появился из-за... воспоминаний. Павел с супругой путешествовали по Европе инкогнито под именем графов Северных. Побывали и в резиденции принца Конде в замке Шантейи под Парижем и увидели такой вот воздушный павильон. Ровно десять лет спустя, в 1792 году, по просьбе Павла в Гатчинском парке на рукотворном острове Любви — островке треугольной формы — по проекту архитектора Винченцо Бренны был построен наш павильон. Кстати, прообраз во Франции до наших дней не дожил.

Павильон Венеры пережил войну, он стал первым павильоном, получившим в 1971 году музейный статус, сразу за ним его получил изящный Березовый домик, а уж потом Гатчина стала музеем-заповедником. В 2006 году, уже дойдя до аварийного состояния — шутка ли, построен в нашем климате на сваях, уходящих в воду, — Павильон Венеры еще пострадал от пожара, вызванного метко брошенным окурком. Решено было закрыть его на капитальную реставрацию. Бюджет выделил на эти цели 39 млн. рублей, для огромного — 80 квадратных метров — плафона «Триумф Венеры» был создан специальный вал, чтобы снять живописное произведение и перенести во дворец.

 

Плафон «Триумф Венеры» — жемчужина интерьера возрожденного павильона.

 

 


Председатель комитета по культуре Антон Губанков на церемонии открытия призвал влюбленных приходить сюда, чтобы укрепить свои чувства. Может, и правда возникнет в городе новая традиция — в дни свадебных торжеств посещать остров Любви. Первую экскурсию по павильону в день открытия вела научный сотрудник музея Валентина Федорова, которая когда-то давно провела самую первую экскурсию по павильону, ставшему музеем. Круг замкнулся.

Снова играют солнечные блики на лице и теле Венеры — на плафоне отражается солнечный свет, отраженный уже в воде Белого озера. За огромными окнами — виды парка. Все это многократно отражается в зеркалах, создавая впечатление воздуха, легкости, бесконечности залитого светом пространства. Уже готовы две мраморные чаши для фонтанов — потом их будет четыре, и в павильоне заплещется вода.

Гатчина живет. Этим летом, кстати, как рассказал директор ГМЗ «Гатчина» Василий Панкратов, впервые этот старинный парк ожидает Ночь музыки — с 24 на 25 июля прямо на плотах Белого озера будут играть оркестры. Так Петербург и Гатчина отметят 170-летие со дня рождения Петра Ильича Чайковского.

 


Галина АРТЕМЕНКО, Наталья ПЕРЕВЕЗЕНЦЕВА, фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх