от Михаила Кольцова:
— «Давайте проведем опрос наших культурных авторитетов и сформируем список 100 книг, которые должен будет прочитать каждый выпускник российской школы». Эту цитату из Путина, наверное, уже слышал каждый. Но если честно, меня это пугает. Не то, что Владимир Владимирович предложил. А то, как какие-нибудь чиновники возьмутся это исполнять.
Они наверняка зацепятся за слово «список». Очень опасное это слово. Они уже не будут читать дальше, где премьер объясняет, что «не вызубрить в школе, а именно самостоятельно прочитать», и тогда эти книги — трамплин. Нет, они начнут формировать список. Распределят классиков. Пять книг оставят современным писателям. И объявят коррупционный аукцион. Кто больше даст, тот и войдет в историю. А потом издательства начнут драться за права выпуска серии «100 книг Владимира Путина». Дальше этот список на заметку возьмут наши учителя. И не дай бог читать что-нибудь другое. Я уже представляю себе хрестоматийный ад.
А между тем на известном литературном портале в разделе русской классики только 257 имен, а за каждым именем — собрание сочинений. Я уже не говорю об иностранной литературе, о поэзии.
Вообще эта статья Владимира Путина, как и другие его статьи, вызвала большое обсуждение. В частности, Наталья Дмитриевна Солженицына, побывавшая недавно в Петербурге, рассказала, что Александр Исаевич в свое время составлял список для чтения сыновьям, но обнародовать его она не станет: каждая семья должна составить свой список. Но Наталья Дмитриевна считает, что на 70% это должны быть книги школьной программы, а вот оставшиеся 30% — на усмотрение семьи.
Так что, господа чиновники, не спешите забюрокрачивать очередную инициативу!