Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 3 июля 2024

от Саши ШЕРОМОВОЙ:

— Так исторически сложилось, что у меня не принимается телеканал «Культура». Наверное, это чтобы соблюсти вселенский баланс, ибо у меня не принимается и канал ТНТ. Нет, вру, принимается — но в черно-белом варианте, а смотреть «Дом-2» в ч-б — все равно что «Штирлица» в цвете. То есть чё-то не то.

К чему это я... «Дом-2»... А! Сериал «Достоевский» по «Культуре» я смотреть не могла и взялась было по этому поводу кручиниться. И тут довелось послушать лекцию в Библиотеке им. Маяковского. Из Москвы приехала Людмила Сараскина, историк литературы, одна из ведущих российских специалистов по Федору Михайловичу.

Интеллигентнейшая, скромнейшая, тактичнейшая в рассказе о Федоре Михайловиче, Людмила Ивановна вмиг стала жесткой, строгой, принципиальной (куда мягкость делась?), едва речь зашла о сериале «Достоевский». Упомянула, как в телеэфире яростно спорила с режиссером фильма, Хотиненко. Дескать, с чего вы, режиссер, взяли, что Федор Михайлович к своей возлюбленной Аполлинарии Сусловой с ножом пошел?! Уж Аполлинария Прокофьевна бы о таком написала, будьте уверены. А не написала — значит, не было такого, что ж вы выдумываете!

И отчего ж принято считать, что если Достоевский вывел в персонажи обесчещенную девочку, ставрогинскую жертву, — то и у самого Федора Михайловича были какие-то навязчивые идеи? Ну да, была идея неотступная — но другого рода. Всю жизнь его преследовала. Подруга детства Достоевского, 9-летнего Феди, истекла кровью, растерзанная пьяным мужиком. Об этом написано — так чего ж вы опять выдумываете?

И почему у вас, господин режиссер, Достоевский читает перед смущенными гимназистками «неприличные» отрывки из своих произведений?! Будто развратник какой. «Да, Достоевский отважно писал, но он понимал — одно дело написать то, что будет прочитано глазами, в тишине; другое — то, что будут читать со сцены!» — возмущалась Людмила Ивановна.

А еще пуще возмущалась тем, что педагоги, с которыми ей случилось беседовать, возмущены такими фантазиями не были. Ну и что, говорят, так зато интереснее; школьники ничего не читают — так хоть посмотрят.

И тут я перестала сокрушаться относительно непросмотра мною телесериала «Достоевский». Барышня я внушаемая и не хочу, чтобы мне под видом биографического сериала внедрили в сознание то, чего с Федором Михалычем отродясь не было.

Я вот лучше Людмилу Ивановну почитаю.

↑ Наверх