Газета выходит с октября 1917 года Monday 29 июля 2024

От «Литературной матрицы» останется «фантомный шрам»?

В Петербурге представили двухтомный «учебник, написанный писателями»

42 эссе от 40 современных авторов — от известнейших Людмилы Петрушевской, Андрея Битова, Дмитрия Быкова, Павла Крусанова, Андрея Рубанова до совсем молодых. Придумал идею выпускник филфака СПбГУ Вадим Левенталь.

По этой книге к ЕГЭ не подготовишься и быстренько не «проглотишь» курс «рус. лит-ры». Это попытка говорить с современным поколением о русской классике «на человеческом языке».
В общем, книга задела. Писатели субъективны и свободны. Они говорят на своем языке. Без нравоучений, без оглядки — а поймет ли меня старшеклассник? В свободе и непредвзятости — главный плюс «Литературной матрицы». А то, что Чацкий — «панк», Пастернак — «неровный поэт», а соцреализм гораздо труднее для понимания, чем сюрреализм, — так это все сказано искренне и доказательно.
Каждому из писателей-авторов  было предложено написать о своем любимом писателе или поэте прошлого. Ограничения у авторов сборника были только в объеме статей, ну а сам список — о чьем творчестве писать — был ограничен школьной программой выпускных классов.
Павел Крусанов, автор статьи о Евгении Замятине, рассказал, что идея создания сборника увлекла его «прежде всего своей авантюрой и провокационностью». Вызвал интерес писателя и демократичный состав авторов: «Трудно сказать, чей взгляд — именитых авторов или начинающих литераторов — оказался более пронзительным и цепким».
При этом Крусанов считает новый проект «скорее антиучебником». «Мы предложили воспринимать классическую литературу не как музей из пыли и бронзы, а как некий живой процесс, — комментирует Крусанов. — Жизнь писателей, о которых идет речь в двухтомнике, была неоднозначной и противоречивой. Поэтому и наши тексты во многом провокационные, но, как нам кажется, понятные современной молодежи. Мы хотели пробудить чувства, оставить этакий «фантомный шрам», который сформирует потребность дальнейшего изучения творчества классиков».
Философ Александр Секацкий, автор статьи «Гоголь — откровенное и сокровенное», уверен: «Получилась уникальная вещь — своеобразный факт культуры. Это, безусловно, вызов классической университетской филологии».
Старший преподаватель кафедры русского языка СПбГУ Светлана Друговейко-Должанская сообщила, что работа над книгой шла два года, и, хотя «Литературная матрица» вышла совсем недавно, авторы уже получили первые отзывы и от преподавателей вузов, и от школьных учителей, и от самих школьников. Отзывы разные, но, что радует, оказывается, современные школьники все-таки читают. Мнения неоднозначные. Например, совсем не было проблем с Чернышевским, а вот Фет или Гончаров вызвали недопонимание.

Галина АРТЕМЕНКО


Прямая речь

Валерий Попов о преподавании Толстого в школах:
— Перед тем как писать статью о Толстом для книги «Литературная матрица», я перечитал «Войну и мир». Оказалось, это роман душевный и вместе с тем интригующий! Какая там история Николая Ростова и Марьи Болконской — этих скромных, тихих, немножко несчастных людей! По-моему, это главная линия в романе. И в статье я попытался рассказать о «Войне и мире» — даже как о сериале, как о женском романе. А все эти смешные моменты, которые уже не видны, которые задавлены «гранитом» Толстого-классика! Вот и получается, что необходимо говорить о Толстом как об увлекательном, трогательном писателе, а не о монументе, которому надлежит поклоняться.
И я уверен, что правильный разговор возможен, если найти интересный подход. Другой вопрос — пробьется ли такой подход? Ведь в педагогике все по-прежнему остается во власти инструкций, проектов. В советское время необходимо было делать из Толстого зеркало революции. Сейчас — что-то другое. Люди делают на этом карьеру и не собираются ничего менять.

Подготовил Федор ДУБШАН

↑ Наверх