Газета выходит с октября 1917 года Friday 22 ноября 2024

От Наполеона до Великой Отечественной

Площадь Стачек — далеко не самая большая площадь в Петербурге. Тем не менее она есть в учебниках по мировой архитектуре и обязана этим не столько Нарвским воротам, стоящим в центре, сколько памятникам эпохи конструктивизма — Дворцу культуры имени Горького и Кировскому универмагу.

Площадь Стачек — далеко не самая большая площадь в Петербурге. Тем не менее она есть в учебниках по мировой архитектуре и обязана этим не столько Нарвским воротам, стоящим в центре, сколько памятникам эпохи конструктивизма — Дворцу культуры имени Горького и Кировскому универмагу.

Эти образцы короткой конструктивистской эпохи находятся под охраной государства как выдающиеся памятники зодчества. Памятником стало и само название бывшей Нарвской площади. Именно из-за того, что под этим названием она вошла в учебники по архитектуре.

Нарвской площадь стала в 1889 году — по Нарвским воротам, сооруженным Василием Стасовым и торжественно открытым 17 августа 1834 года, в двадцать первую годовщину победы над наполеоновскими войсками при Кульме. Первые же, деревянные ворота, созданные Джакомо Кваренги для встречи русских войск, возвращавшихся после победы над французской армией, появились в 1814 году.

Просто надо вспомнить, что никакой площади перед воротами практически не было, да и круглая площадь за ними появилась лишь в конце XIX века. Перед Нарвскими воротами когда-то протекала речка Таракановка. Участок мелководной речушки между Обводным и Бумажным каналами засыпали в 1920-е годы. Тогда же площадь получила нынешнее наименование. В нем отражена история выступлений рабочих Нарвской заставы. Главное из них — это демонстрация 9 января 1905 года, закончившаяся кровавой бойней.

В качестве иллюстрации обратим внимание на свидетельства очевидцев.

На выставке «Посеявший бурю», работавшей в этом году в Музее политической истории России и посвященной 140-летию Георгия Гапона, были представлены записи студентов, ехавших в тот день из Лесного в центр. Читаем: «Видя снующие по обеим сторонам улицы пешие патрули, бивуак солдат возле Сампcониевского моста с офицерами во главе в полной боевой готовности, гарцующих уланов, можно было подумать, что мы находимся не в Питере, а на передовых позициях близ Мукдена...»

И еще: «...солдаты, топчущиеся на одном месте и перекидывающиеся друг с другом словечками: «хорошо бы стрельнуть разочек-другой».

Иными словами, позор Русско-японской войны власть готовилась залить кровью питерских рабочих.

Кровь, пролитую у Нарвских ворот, через двадцать пять лет, в 1930 году, решили увековечить, выложив красной брусчаткой участок площади. В 1979-м при асфальтировании большая часть красной брусчатки была разобрана, оставлен лишь фрагмент на возвышении у самых ворот.


Нарвские ворота были открыты в 21-ю годовщину победы над наполеоновскими войсками при Кульме.


Но лучше всего напоминает о том трагическом в истории России дне панно на брандмауэре дома № 6 по проспекту Стачек. В ансамбле одноименной площади оно играет весьма значительную роль. В 1965 году его создала группа студентов ВХПУ имени В. И. Мухиной, нынешнего Училища имени А. Л. Штиглица. Приближалось пятидесятилетие Октябрьской революции, и выпускник «Мухи» Ринат Багаутдинов под руководством профессоров ВХПУ разработал проект росписи огромной стены. Панно показывает три этапа борьбы: занятие подпольных кружков молодых марксистов, распространение революционных идей и, наконец, решающий этап — штурм Зимнего дворца. Стоит присмотреться к центральной фигуре панно, чтобы увидеть в нем творческое переосмысление «Большевика» Бориса Кустодиева, знаменитого полотна, хранящегося в Русском музее.

ДК имени Горького спроектировали архитекторы Александр Гегелло и Давид Кричевский. Последний впоследствии писал о том, почему он и его соавтор решили отказаться от прежних форм театрального зала, поделенного на балконы и ложи. Советские зодчие были намерены создать «более или менее общие условия как видимости, так и слышимости для всех».

Характерная особенность зала ДК заключается в том, что с любого места балкона можно выйти на сцену, не выходя из зрительного зала. Ну а то, что в этом Дворце культуры хорошая акустика, знают все — и артисты, и зрители.


ДК им. Горького — образец советской архитектуры.


Популярности этого концертного зала способствует и то, что по соседству с дворцом расположена станция метро «Нарвская». Наземный павильон этой станции первой очереди Ленинградского метрополитена построили по проекту Александра Васильева, Давида Гольдгора и Сергея Сперанского.

Кировский универмаг, находящийся напротив ДК, строили Армен Барутчев, Исидор Гильтер, Иосиф Меерзон и Яков Рубанчик. Это — яркое произведение ленинградского авангарда. В здании первоначально располагался не только универмаг, но и фабрика-кухня — самая крупная в Ленинграде.


«Нарвская» — станция на первой ветке метрополитена.


На площади перед Кировским универмагом когда-то стояли два памятника работы Матвея Харламова. Один — бюст комсомольского вожака Васи Алексеева — простоял с 1928 по 1936 год, когда его перенесли в сад имени 9 Января. Другой — В. И. Ленину — стоял перед Кировским универмагом с 1931 по 1940 год, а затем, поскольку он терялся на фоне Нарвских ворот, его перенесли к дому № 23 по улице Швецова. Это тоже недалеко от площади Стачек. 

Однако не потерялся за Нарвскими воротами, если смотреть на них со стороны проспекта Стачек, установленный в январе 1999 года памятник выдающемуся советскому полководцу маршалу Леониду Александровичу Говорову. На постаменте выбита надпись: «Маршалу Говорову — благодарные горожане». Его авторы — скульпторы Вениамин Боголюбов, Борис Петров и архитектор Елена Шаповалова. Нарвские ворота, поставленные в честь русских войск, разбивших Наполеона, всегда считались символом Победы. На плакатах времен Великой Отечественной войны танки, выпускаемые Кировским заводом, изображались на фоне Нарвских ворот. А Леонид Говоров стал символом ленинградской победы.

Фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх