Газета выходит с октября 1917 года Monday 23 декабря 2024

От Рюрика до Ильича листаем эпоху за эпохой

Тысяча лет русской истории уместились в триста картин

Стоит набрать в любой поисковой системе ключевые слова «герои злодеи», как она выдаст тебе миллион ссылок на комиксы, фильмы и компьютерные игры с похожими названиями. В героях и злодеях у современной массовой культуры — человек-паук, черепашки ниндзя, трансформеры и, конечно же, Бэтмен.
О героях и злодеях реальных, а не компьютерных, решили напомнить в Русском музее. Здесь открылась грандиозная выставка «Избранники Клио. Герои и злодеи русской истории».


Выставка огромная: два этажа, триста картин и скульптур. Осмотреть ее даже бегло — труд. Тысяча лет русской истории — вот они, собраны под одной крышей. Пестрой чередой проходят перед утомленными глазами зрителя цари, императоры, полководцы, поэты, палачи и их жертвы, злодеи и герои.
Пытаясь отразить русскую историю наиболее полно, кураторы отчасти пожертвовали художественным качеством работ. Шедевры русской живописи вроде «Боярыни Морозовой» Сурикова, портрета Феликса Юсупова кисти Валентина Серова, «Пушкина и Натальи Пушкиной на придворном балу» Николая Ульянова или мистического, зловещего «Гоголя» московской художницы Ольги Булгаковой тонут в море картин второго и даже третьего ряда.
Повеселее и поэнергичнее выглядит второй этаж, отведенный героям и злодеям
XX века. Здесь много узнаваемых лиц — Ленин, Сталин, Хрущев, Брежнев, постелены красные дорожки, как на партийных съездах или в райкомах партии, да и на картинах преобладает красный цвет — символ революции, которую еще недавно пышно именовали Великой Октябрьской социалистической, а сегодня чаще называют октябрьским переворотом.
Есть здесь работы, которые могут удивить даже знатоков советского искусства.
Ручаюсь, вы не видели такого Ленина, как на картине Эмиля Визеля «Ленин в эмиграции». Картина написана в 1926 году, со дня смерти вождя пролетариата прошло всего два года, и его образ еще не успел мифологизироваться, «забронзоветь». Здесь Ленин еще «такой молодой», «Красный Октябрь» тоже еще впереди. Будущий вождь скрывается от властей России за границей, предпочитая Париж и Брюссель, и посещает в европейских столицах не только библиотеки, но и кабаре. Вот на фоне одного из таких заведений его и написал художник. Ленин стоит как-то неуверенно, словно борется между долгом, призывающим пойти все-таки в библиотеку, и желанием (дело-то молодое!) посмотреть канкан. Одет он очень элегантно и даже модно: мягкое серое кепи и приталенное черное пальто подходят скорее прожигателю жизни, фланеру, чем революционеру.
На втором же этаже есть инсталляция, которая создает образ современной реальности, в которой нет героев и злодеев, а есть только медийные лица и звезды. Это — экраны телевизоров и мониторы, где в режиме нон-стоп транслируются новости, и кажется, что кто-то с садистским удовольствием специально подбирает исключительно плохие, негативные и просто страшные события, чтобы сообщить о них нам. Экраны эти со всех сторон отражаются в зеркалах, в какую сторону ни посмотри — везде эта зеркальная бездна, бесконечный ряд образов, которые неустанно тиражируют телевидение и Интернет. Сильный образ.

Зинаида Арсеньева

↑ Наверх