Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

Открыточные виды на балет

Любуясь звездами танца Серебряного века, понимаешь, насколько изменился идеал красоты.

150-летие здания Мариинского театра отмечалось широко и пышно. Но камерные мероприятия, посвященные этому громкому юбилею, могут быть не менее интересны. Рекомендуем посмотреть выставку старинных открыток «Артисты Мариинского театра», которая открылась в Музее Блока.

Выбирая экспонаты из полумиллиона открыток, кураторы выставки ограничились эпохой рубежа XIX — XX веков. На открытках — как изображения артистов театра, так и сам Мариинский в самых разных ракурсах. На одной из открыток — театр «по колено» в воде, затопленный во время страшного наводнения 1903 года, на другой — с огромным тяжеловесным  двуглавым орлом над главным фасадом, украшенным к 300-летию дома Романовых.

Музеем-квартирой Блока не первый год проводятся пешеходные экскурсии по Коломне (среди них «Оперные артисты в Коломне» и «Артисты балета в Коломне»). Во все времена люди предпочитали селиться поближе к месту службы, артисты театра не были исключением. На Английском проспекте, который современные исследователи называют балетным, жили когда-то Матильда Кшесинская, Анна Павлова, Вацлав Нижинский, Мария Петипа.

На одной из открыток запечатлена Анна Павлова в образе умирающего лебедя. Работа над этим номером проходила на Английском проспекте в доме № 21. Михаил Фокин, импровизируя, показывал движения Павловой. Буквально за несколько минут был создан танец, ставший вскоре известным во всем мире.

Еще одна уникальная открытка, на ней изображена артистка Черкасская в роли Лизы («Пиковая дама», П. И. Чайковский), в образе лирическом и романтическом.

В одной из газет 1920 года сообщали: «Во Владивостоке произошло событие, вызвавшее большой интерес местной прессы. Гастролировавшая в городе артистка Мариинского театра Черкасская опубликовала в газетах Владивостока вызов на дуэль генералу Жанену, который предал Колчака, что и закончилось иркутской трагедией. Генерал Жанен вызова очаровательной дамы не принял: он не привык к поединкам с женщинами...»

На выставке представлена и семья Фигнеров, чье творчество стало вехой в истории театрального искусства. На нескольких открытках запечатлены страстные сцены из оперы «Кармен» с участием обоих супругов.

Неподалеку от квартиры Блока жил бас Павел Андреев, супруг Любови Александровны Дельмас, которой Блок посвятил цикл стихов «Кармен» и поэму «Соловьиный сад». Павел Андреев имел не только превосходные вокальные данные, но и прекрасное телосложение (отец все детство приучал Павла к спорту, а мама тайком учила пению). Впоследствии случилось так, что Михаил Фокин пригласил оперного певца на главную роль в балете «Стенька Разин». Программка этого беспрецедентного спектакля (и открытки с фото Андреева в роли Бориса Годунова, Князя Игоря, Меркуцио, Шакловитого) также можно увидеть на выставке.

Все фотографии — первоклассного уровня, многие сделаны в мастерских Фишера, Быстрова. Лица артистов — одухотворенные, спокойные, умиротворенные. Такие выражения лиц в наше суетное время — большая редкость. Невозможно не отметить фигуры артистов: оперные певцы имели просто-таки скульптурные рельефы (стоит посмотреть открытку, на которой изображен Павел Андреев в роли Демона), а фигуры балетных артистов по сравнению с нынешними низковаты и полноваты. Однако это обстоятельство не мешало влюбляться в гениальных Тамару Карсавину и Анну Павлову.

Антонина РОСТОВСКАЯ


Прямая речь

Юлия Махалина, народная артистка России, прима-балерина Мариинского театра:

— Я очень люблю смотреть на старые фотографии, может быть, это связано с тем, что раньше большое внимание уделяли костюмам. Все было важно: одежда, расшитая бисером или дорогими камнями, и украшения. Если бы сейчас балерина все это на себя надела, она бы просто не сдвинулась с места! В XXI веке поменялись задачи и формы. Сейчас балетные фигуры — почти гимнастические. При этом балерина должна иметь не только превосходную фигуру, но и красивое лицо, женственность, должна иметь целый набор определенных качеств, чтобы ошеломить публику. А раньше танцоры были более образованны, знали историю театра, балета, имена художников-декораторов. В прежние времена, наверное, больше ценилась индивидуальность, а сейчас все похожи друг на друга.

↑ Наверх