Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

Отслужившие люминесцентные лампы заберет экомобиль

Пилотный проект по приучению петербуржцев грамотно обращаться с опасными отходами стартовал в двух муниципалитетах Приморского района Северной столицы. Речь, кроме батареек и градусников, идет и об энергосберегающих лампах.

Пилотный проект по приучению петербуржцев грамотно обращаться с опасными отходами стартовал в двух муниципалитетах Приморского района Северной столицы. Речь, кроме батареек и градусников, идет и об энергосберегающих лампах.

Самосознание — в массы

Экономить-то они помогают, а вот в обычную помойку выбрасывать их категорически запрещено — в них содержится ртуть, а она по степени опасности для здоровья стоит на одном уровне с синильной кислотой. И городской комитет по природопользованию решил заранее, до внедрения концепции энергосбережения на законодательном уровне, подготовить почву в самосознании граждан, поскольку ртутные пары от одной разбитой в каком-нибудь овраге или на помойке люминесцентной лампы распространяются на триста метров.

Идея простая. Экомобиль на базе «Газели», специально оборудованный под транспортировку опасных отходов, в разные дни будет стоять по часу в разных адресах (у контейнерных площадок по сбору мусора), ожидая граждан, желающих законопослушно избавиться от ртутосодержащих предметов. А поскольку это пилотный проект, то пока он пройдет только на территориях муниципальных образований «Озеро Долгое» и «Черная речка» в Приморском районе и продлится девять дней.

Лиха беда начало?

Корреспондент «ВП» побывал на первой точке дежурства экомобиля — у дома № 69 по Дибуновской улице. Это микрорайон, застроенный первой, еще кирпичной серией хрущоб. Экологический пост был виден сразу. Потертая «Газель» с надписями, неподалеку — «раскладушка» с маркировкой ртути и две емкости, большая и маленькая. Заместитель директора ГУП «Экострой» Игорь Герус пояснил корреспонденту «ВП», что первая предназначена для сбора компактных опасных отходов, а вторая — для длинных люминесцентных ламп старого типа.

Также он рассказал, что при машине находятся три инженера-эколога и водитель: «Это штатное расписание экомобиля, который, когда не стоит у помоек, занимается выездами по аварийным вызовам — на разливы ртути и другие подобные случаи».

Корреспондент «ВП» провел с экипажем экомобиля около 45 минут. За это время «опасный отход» принесла лишь одна пожилая женщина. Им оказался так называемый ртутный контакт, которые выпускали в свое время и использовали в качестве выпрямителей, поскольку ртуть — самый распространенный полупроводник. Женщина принесла его в коробке из-под спичек и рассказала, что даже не помнит, сколько он у нее хранился: «Я знала, что в помойку выбросить нельзя, а куда сдать — не знала. Теперь хоть избавилась».

Остальные жители микрорайона проходили мимо. Пенсионерка Елена Сергеевна из 69-го дома по Дибуновской даже не знала, что в ее дворе будет такая акция. Алексей из 67-го дома видел, что на двери его парадного болталась какая-то листовка с «подобным объявлением».

 

Ртуть по степени вреда можно сравнить с синильной кислотой.

 

 


Людей приучать надо!

Как рассказала корреспонденту «ВП» пресс-секретарь комитета по природопользованию Елена Малышева, в середине декабря специалисты — экологи, социологи — начнут анализировать результаты опыта: «Жаль, что муниципалитеты безынициативно восприняли эту идею. На уровне  хотите — делайте, а мы вам мешать не будем. И есть опасения, что большой отдачи от местных жителей не последует. Ведь население информировали только наши волонтеры. Они разносили листовки. Но этого мало. Нужна массовая и постоянная информационная атака».

В муниципалитете «Озеро Долгое» нам объяснили, что не стали вмешиваться, поскольку это дело заведомо провальное — мол, люди сейчас такие, что приучить их выбрасывать «опасные отходы» в специальное время и в специальном месте нереально, и никакая информационная кампания тут не поможет.

Но их коллеги из муниципалитета «Петровский округ» с этим категорически не согласны. Заместитель председателя этого муниципального совета Дмитрий Ильковский пояснил: «Мы же в свое время спокойно твердые бытовые отходы в одно место выбрасывали, а пищевые — в другое. Мы уже давно ввели мешки для собачьих экскрементов. И если сначала контейнеры для мешков ломали, то теперь все видят, что собачники стали ими пользоваться. Приучить людей совершать правильные поступки можно, если приучать не показушно, а систематически. Правила безопасности ведь на крови написаны. В том числе и в части обращения с опасными отходами. И обычно люди это понимают. Поэтому все правильно, народ надо параллельно приучать: и на энергосберегающие лампы переходить, и сразу думать об их утилизации. До людей дойдет, когда счета за электроэнергию снизятся».

 

 


В том, насколько мероприятие «систематическое», корреспондент «ВП» засомневался. Дело в том, что еще в ноябре мы сообщали, что среди компаний, готовых взяться за сбор опасных отходов и за доставку их на специальный полигон, проходит конкурс. Речь в нем шла о бригадах, экомобилях и квалифицированных специалистах. Выиграло его ГУП «Экострой» при комитете по природопользованию, что логично, ведь оно как раз занимается утилизацией опасных отходов.

Но на деле оказалось, что ни специальной бригады, ни специальной машины нет. Вернее, они есть. Но это — единственная в городе аварийная бригада инженеров-экологов, которые должны не стоять и ждать людей с люминесцентными лампами, а выезжать на ликвидацию химических загрязнений. В «Экострое» нам пояснили: в том, что аварийную бригаду используют не по профилю, ничего страшного нет. Будет вызов — снимутся с места и поедут.

Но если снимутся и поедут, кто будет батарейки и лампочки собирать? Даже если стоять у помойки осталось пять минут, в горзаказе и они прописаны и профинансированы...

 

Фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх