Газета выходит с октября 1917 года Saturday 20 апреля 2024

Отсюда ушел Маленький Принц

Спасибо Вам за все светлое и чистое, что Вы подарили детям «Артека» и его взрослым. Очень надеюсь, что скоро наступит время, когда в глубокой провинции, в которую сейчас неуклонно превращается наш любимый лагерь, снова засияет свет настоящего искусства.

«Здравствуйте, дорогой Михаил Семенович!
Простите меня за столь долгое молчание.
Виной тому — исключительная нагрузка, нечеловеческое напряжение духовных, физических и моральных сил, через которые мне пришлось пройти за последнее лето в «Артеке». Огромное количество работы, пустых и в основном совершенно ненужных и откровенно дурацких мероприятий. Апогеем стало так называемое 85-летие под эгидой отвратного сборища попсы «Новая волна». Сегодня я могу со спокойной душой сказать — ВСЕ! Я не в состоянии сломать систему. Все, что было в моих силах, я сделала и… уволилась. Я благодарна «Артеку» за возможность познакомиться с Вами, соприкоснуться с прекрасным миром искусства, с вечными ценностями, которые Вы для меня открыли. Спасибо Вам за все светлое и чистое, что Вы подарили детям «Артека» и его взрослым. Очень надеюсь, что скоро наступит время, когда в глубокой провинции, в которую сейчас неуклонно превращается наш любимый лагерь, снова засияет свет настоящего искусства.
Искренне люблю Вас и уважаю».

«Артек» расположен в особом месте планеты. У подножия Аю-Дага — уникальной по энергетической силе горы. Рядом — Гурзуф. Здесь в доме Раевских Пушкин «сквозь магический кристалл» увидел «даль свободного романа». Рядом с пушкинской скалой у моря — сакля татарина. Ее Чехов купил для того, чтобы в одиночестве, вдали от многочисленных ялтинских гостей, написать пьесу, которая открыла миру новый театр — театр XX века.

На территории «Артека» — скала Шаляпина. Гениальный певец, почувствовав энергетику этого места, задумал построить на скале замок — Храм искусств. Здесь художник Константин Коровин ощутил невиданное вдохновение.

Все годы, при всех политических напряжениях и спадах «Артек» жил как замечательная страна детства. Я отдыхал в «Артеке» в 1965 году. И сегодня это время вспоминаю как сказку. Передать колорит «Артека» невозможно. Те нравственные идеалы, на которых строился «Артек», ни одним пунктом не противоречат десяти заповедям, Нагорной проповеди, принципам формирования личности античного полиса. В мире родился артековский стиль, артековский мелос, артековский романтизм. Создана замечательная музыка, которую играют крупнейшие мировые исполнители, порой и не подозревая, что в основе скрипичных и фортепианных концертов лежит «артековская интонация». Лучшие люди 50-х — 80-х годов отдавали «Артеку» свою душу, свое умение. «Артек» впитал в себя идею Романтизма. Это был дух юности, дух «Маленького принца».

Когда три года назад я получил приглашение тогдашнего директора Бориса Новожилова посетить «Артек» после более чем сорокалетнего перерыва, я разволновался: каков он сегодня — мой «Артек»? Но приехав, понял, что, невзирая на бесконечные политические, экономические, географические проблемы, «Артек» удалось сохранить. И я стал приезжать сюда по три раза в год, чтобы выступать перед детьми во дворце Суук-Су.

Я видел глаза детей во время моих бесед и музыки. Я видел их реакцию. Я поверил в то, что еще не все потеряно. Я получил немало писем от них.

…И вот теперь по ТВ: «Детская новая волна» из «Артека». Я никогда не думал, что мне будет так больно. Я не ожидал, что вся эта попсовая крикливая суета прозвучит для меня как апокалипсис. Почему-то мне казалось, что «Артек» пощадят. Ведь и так все забито этой звуковой биологией, этими танцевальными фрикциями. Может быть, догадаются оставить детям экологически чистое пространство. Во имя истории, во имя искусства. Во имя Пушкина и Чехова, Шаляпина и… Медведь-горы, которая последние 85 лет своей долгой жизни слышала детский и птичий щебет, приветствующий восходящее солнце.

Письмо, с цитаты из которого начал эту статью, я получил от одного из руководителей «Артека». Вернитесь к нему, перечитайте еще раз. Подумайте, стоит ли отправлять ваших детей в такой «Артек».


Пятница с Михаилом Казиником

↑ Наверх