Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 22 января 2025

Пальмовая оранжерея не станет магазином

Обеспокоенность судьбой исторического объекта передалась общественности и журналистам. Вскоре прореагировал и Смольный — в официальном заявлении петербуржцев успокоили, что магазина в оранжерее не будет, а закрылась она на текущий ремонт.

В номере за 18 ноября наша газета сообщала об обращении в «Общественную приемную» Балтийской медиа-группы петербурженки Инессы Митрофановой. Женщина была обеспокоена тем, что знаменитая оранжерея на углу Шпалерной и Потемкинской улиц закрыта. В начале ноября на дверях здания появилась вывеска, сообщавшая, что скоро здесь откроется новый магазин. «Общественная приемная» направила по этому поводу официальный запрос вице-губернатору Роману Филимонову.

Обеспокоенность судьбой исторического объекта передалась общественности и журналистам. Вскоре прореагировал и Смольный — в официальном заявлении петербуржцев успокоили, что магазина в оранжерее не будет, а закрылась она на текущий ремонт.

Оранжерея перепрофилироваться не будет

Как сообщили в пресс-службе администрации губернатора Петербурга, здание Пальмовой оранжереи перепрофилироваться не будет, реконструкция и снос также не планируются. В официальном заявлении говорится: «Здание Пальмовой оранжереи не является объектом культурного наследия, но размещается в границах объекта культурного наследия федерального значения — «Таврический дворец». В 2006 году здание было приобретено в собственность компанией, которая не планировала изменение архитектурного объемно-планировочного решения здания и его функционального назначения как оранжереи. В комитет по государственному использованию и охране памятников не поступали запросы о выдаче задания на реконструкцию здания оранжереи и проектная документация по предполагаемой реконструкции».

Сообщение администрации губернатора несколько успокоило. Но остался вопрос: были ли у нынешнего собственника оранжереи планы по перепрофилированию ее в магазин? Имеет ли он на это право?

Объявление было провокацией?

«Вечёрка» связалась с компанией «Союзгенстрой», в ведении которой находится обслуживание здания оранжереи. Руководитель отдела развития Сергей Семенов на вопрос об объявлении, висевшем на дверях здания, заявил, что это чья-то провокация:

— Сейчас оранжерея открыта и работает в обычном режиме. Предыдущий арендатор запустил ее, и было принято решение его выселить. Внутри все вычистили, проклеили окна, сделали косметический ремонт, привели в порядок цветы и бассейн. Есть отдельное небольшое помещение, где цветочный магазин, там сейчас меняется арендатор. Но кроме оранжереи, мы ничего не можем там разместить, никто не даст на это разрешение. У нас и физической возможности такой нет, там же цветы растут из земли, о каком магазине может идти речь!

 

Там же цветы растут из земли, о каком магазине может идти речь!

 

 


Правовой защиты нет

И все же ситуация с оранжереей не так проста, как кажется. Ведь при том, что она находится в границах объекта культурного наследия федерального значения, само здание не является памятником. Мы решили обратиться за разъяснениями к депутату ЗакСа Алексею Ковалеву, который уже давно следит за судьбой этого исторического объекта. На утверждение о том, что оранжерею перепрофилировать никто не вправе, депутат ответил категорично: «Это ерунда!»

— Я, конечно, очень рад, что собственник не собирается этого делать, — сказал нашему корреспонденту г-н Ковалев, — но у нас в законе об охране объектов культурного наследия нет ничего о сохранении их функций. Да, правительство постановило сохранять функции традиционных мест — книжных магазинов, пышечных. Но решение о сохранении принимается на основе пожеланий, общественного внимания, а никак не закона. Такого закона просто нет, и очень жаль. В других странах этот вопрос регулируется намного более жестко.

 

Здание Пальмовой оранжереи не сочли объектом культурного наследия.

 

 


Алексей Ковалев пояснил, в чем особенность статуса оранжереи. По его словам, снести ее можно и перепрофилировать тоже, так как это не памятник. А вот построить на ее месте уже ничего нельзя, потому что оранжерея находится на территории объекта культурного наследия «Таврический дворец» и он охраняется как парк. Этот объект у инвесторов не вышло выкупить целиком, когда часть территорий и зданий была приватизирована.

— Есть уровень общественного сознания, есть авторитет власти. При таком пристальном внимании, как сейчас, ясно, что собственник не захочет связываться. Но если это внимание ослабеет, нежелательные изменения возможны, — считает Алексей Ковалев. — Необходимо менять федеральное законодательство, чтобы повлиять на ситуацию.

Фото Натальи ЧАЙКИ

Справка «ВП»

Пальмовая оранжерея изначально была частью Таврического сада. В конце XVIII века там построили двухэтажный «Дом садового мастера», а вокруг него стали возводить теплицы. К 1889 году здесь появилась полноценная пальмовая оранжерея.

В последний раз слухи о закрытии оранжереи возникали в 2006 году. Петербуржцы обращались в различные инстанции, отправляли письмо губернатору. Вице-губернатор Александр Вахмистров провел официальную встречу с собственником оранжереи, и она была сохранена.

От редакции. Хотели ли собственники открывать магазин в оранжерее, видимо, так и останется тайной. Из всех вышеперечисленных мнений можно сделать вывод: шум, поднятый общественностью и журналистами вокруг оранжереи, возможно, спас ее и сохранил для города на неопределенное время. Вывод, с одной стороны, неутешителен — получается, что только подобным давлением можно повлиять на ситуацию. А это неприемлемо для правового государства.

С другой стороны, этот случай еще раз подтверждает, что неравнодушие людей к судьбе исторических мест нашего города тоже может возыметь силу. «Вечёрка» напоминает читателям о нашей бессрочной акции «Синяя книга». Мы составляем свой список мест в Петербурге, назначение которых обязательно нужно сохранить. Пишите нам, если вы обеспокоены судьбой важного для вас здания. А пока достойное место в «Синей книге» займет Пальмовая оранжерея.

↑ Наверх