Газета выходит с октября 1917 года Friday 26 июля 2024

«Парад Венер» профессора Осипова

В Петербурге представили новую книгу доктора биологических наук профессора Дмитрия Осипова «Венера, снимающая сандалию».

В Петербурге представили новую книгу доктора биологических наук профессора Дмитрия Осипова «Венера, снимающая сандалию». В ней — не только история шедевра скульптора Витали, но и история любви, которая длится уже много лет

История богини любви Венеры и профессора Осипова — лирическая и напоминает сценарий красивого фильма, этакого многосерийного, с вкраплениями картин блестящего прошлого, сценами войны и разрушений, заграничными путешествиями и открытиями. Дмитрий Владимирович, доктор биологических наук, директор Биологического научно-исследовательского института биолого-почвенного факультета СПбГУ, уже сам написал краткий сценарий — в особняке Румянцева на Английской набережной он представил свою книгу «Венера, снимающая сандалию. История одного шедевра».
Если бы в свое время студент-биолог Дмитрий Осипов не проходил практику в Биологическом институте ЛГУ, расположенном в здании бывшей дачи герцогов Лейхтенбергских недалеко от Старого Петергофа, то, возможно, судьба его сложилась бы иначе. И уж не было бы и книги про Венеру, и самих Венер было бы меньше. В общем, Осипов умножил красоту на Земле: в 1960 году студенты извлекли из-под руин дворца Венеру (дворец ведь во время войны находился на переднем крае Ораниенбаумского плацдарма), ее реставрацией Осипов занимался сам — вместе с друзьями-физиками Владимиром Берцовым и Виктором Цыбулей. Венера заняла свое место в актовом зале Биологического института 12 мая 1999 года. Десять лет спустя ее сестра-близнец, копия, встала на пьедестал Ольгина острова в Петергофе, а гипсовая Венера заняла свое место в особняке Румянцева… Вот такой «парад Венер». Кстати, одна из статей Осипова об истории скульптур так и называлась.
Просвещенные петербуржцы знают, что речь идет о копиях шедевра Ивана Витали — созданной скульптором по личному заказу императора Николая I мраморной «Венеры, снимающей сандалию», которая ныне находится в Русском музее. Император распорядился изготовить с Венеры Витали две гальванопластические копии для своих дочерей — Марии и Ольги. И вот история Венер вплелась в историю России и Европы… Венера в Сергиевке — бывшем дворце Максимилиана Лейхтенбергского, супруга Марии, — именно та, что нашли студенты. Именно с нее, оказавшейся не гальванопластической копией, а авторским бронзовым отливом «Венеры», сделанным Иваном Витали, была снята гипсовая копия и сделан бронзовый отлив для «Венеры, снимающей сандалию», которая до войны украшала Ольгин остров в Петергофе. А появлению изящной Венеры в особняке Румянцева (кажется, что она была там всегда!) мы полностью обязаны Дмитрию Осипову. Ученый попросил не уничтожать, как это обычно делается, гипсовую модель, с которой отливали скульптуру для Ольгина острова, облагородить ее под искусственный мрамор и передать в Музей истории Санкт-Петербурга… И это — не случайно, потому что, как пишет в своей книге Осипов, «исторические судьбы потомков Румянцевых и Лейхтенбергских переплетались в XVIII — XIX веках самым неожиданным образом». Достаточно нескольких фактов: усадьба Сергиевка получила свое имя в честь младшего сына Сергея Петровича Румянцева, прославленного полководца времен Екатерины Великой Петра Румянцева-Задунайского. Старший сын полководца — Николай Петрович — выдающаяся фигура в истории, канцлер Российской империи, собиратель и коллекционер, известный меценат, завещавший младшему брату свои ценности для создания музея. Сергей музей создал, передав под него свой особняк на Английской набережной… Потом музей был переведен в Москву, на его основе была сформирована Российская государственная библиотека, которая до 1924 года называлась Румянцевской. Дворец на Английской набережной с 1882 года по 1916-й принадлежал Лейхтенбергским, усадьба Сергиевка — с 1838-го по 1917-й. Так распорядилась история. А «Венера, снимающая сандалию» стала неким символом, связывающим прошлое и настоящее.
Но это еще не финал «парада Венер». В своей книге Осипов пишет и о судьбах копий скульптур, найденных в Европе.

Галина АРТЕМЕНКО

↑ Наверх